Универсальный способ улучшить монтаж: как сделать фильм короче и понятнее
   
 
Универсальный способ улучшить монтаж: как сделать фильм короче и понятнее

Автор портала Red Shark Джонни Элвин рассказал о способе сделать монтаж более эффективным: необходимо максимально все сократить.


Каждый раз, когда я смотрю на материал, который монтирую — неважно, насколько близок к финальному этот вариант — я думаю о простых идеях, которые сделают фильм доступным для зрителя.

Нам, монтажерам, необходимо контролировать как содержание, так и форму проектов, в которой они доходят до зрителя. Слишком часто фильмы оказываются слишком длинными и запутанными и, как результат, скучными. Все потому, что недостаточно сил было вложено в структуризацию проекта.

Монтажер документального кино Стив Одетт любит говорить: «Разум не способен воспринять то, что не может выдержать задница».

Больше всего проекты страдают от этого, когда монтажеру, режиссеру или заказчику не хватает духа вырезать «ключевые» элементы, чтобы улучшить фильм. Вам нужно уметь «убивать своих любимых», чтобы достичь хорошего результата.

Кроме того, гораздо проще вернуть материал назад, в особенности если этого требует клиент, чем выбросить его, когда заказчик уже видел это в сборке. Всегда высылайте им укороченную монтажную версию: в таком случае вы сильно облегчите зрителям жизнь. А если вам все-таки придется что-либо возвращать — что ж, вы дадите им то, что они хотят, и они будут довольны.

Обращайте внимание на структуру проекта. Расположены ли идеи в правильном порядке? Показаны ли они в достаточно короткой и понятной форме?

Как сократить ваш монтаж

Так как осуществить это на практике? Надеюсь, первое, что вы сделали, прежде чем набросать на таймлинию детальный b-roll, саунд-дизайн и титры — это составили «скелет» фильма

Группировка идей

Один режиссер, с которым я работаю, называет это «Девятичастный скелет».

Структуру каждого фильма можно с легкостью разобрать на три простых части — начало, середина и конец. Он любят разделять их прямо на таймлинии, где и видно эти названия: «Часть первая», «Часть вторая», «Часть третья».

В этих трех секциях должно быть по законченной идее — девять мыслей или идей, которые мы хотим передать зрителю.

По опыту и задумке, каждая из них должна быть очень короткой, иначе в них можно запутаться. Требуется дисциплина, чтобы остаться в рамках этой схемы, пока собираешь фильм, но ведь гораздо лучше сделать серьезную работу со структурой сейчас, чем быть вынужденным разбирать по кусочкам аккуратный черновой монтаж, музыку и звуковые эффекты позже (а потом восстанавливать все это, уже с переработанной структурой).

Знаю, звучит очень просто, но это — основа хорошего повествования, которая дает базу для вовлечения аудитории. Это не всегда просто.

Смешивание и борьба с повторениями

После того, как вы определились со своим девятичастным скелетом, очень важно продолжать работать над идеями и передвигать кусочки, чтобы убедиться, что все находится именно там, где и должно быть.

Часто оказывается, что мысль, идея или фраза, которая, казалось бы, должна сработать в начале фильма, на самом деле лучше подходит третьей части. Возможно это объясняется тем, каким образом персонаж произносит слова, эмоциональным откликом или же просто хорошим сочетанием с остальными восьмью мыслями.

Другой аспект, на который стоит обратить внимание — это повторение идей. Часто они кажутся расширением чего-то, что сказал персонаж , добавляющим ясности или иллюстрирующим это, но на самом деле они просто повторяют ту же мысль и идею. В таком случае, настало время что-то вырезать.

Кроме того, опасайтесь мыслей, которые содержат две связанные друг с другом идеи. Они могут звучать, как одна большая мысль, однако, если их разделить, вы можете получить две достаточно разные идеи. Какая из них правильная? Отбросьте ошибочную.

Соберите ваши идеи в правильном порядке и налаживайте их действие.

Будьте краткими

Перед нами — финальная стадия: сделайте фильму «стрижку». Он может отлично выглядеть с хронометражом 2 минуты 30 секунд, но возможно ли его сократить до 90 секунд?

Часто, когда вы отдыхаете от работы над монтажом и возвращаетесь к ней на следующий день, или, если вы не можете позволить себе такую роскошь, приглашаете кого-то еще посмотреть сборку (даже если ваши знакомые никак ее не прокомментируют), вы сможете взглянуть на проект свежими глазами.

Всегда придерживайтесь правила «Будь проще, умник» и продолжайте уменьшать и улучшать поток идей в вашей структуре. Это всегда похоже на «дополнительную» работу — фильм уже готов, зачем продолжать? Однако, как и всегда в пространстве и времени, можно вернуться и избавиться от лишнего жира.

Заключение

Может, это не показалось вам особо сложной наукой, но в структуризации фильма нет никаких секретов — важны практика и дисциплина. Очень просто забыться, добавлять красивые переходы , музыку и графику. Но под всем этим ваша история. Ее структура дряблая, пухлая и ленивая, а ваш проект вряд ли будет настолько же хорош, насколько это возможно.

Почему бы в качестве эксперимента не достать старый проект, который вы делали шесть месяцев или даже год назад, посмотреть его и не отметить, где бы вы сейчас могли бы его улучшить.

Поділитись з друзями:
Одесская Киностудия Created with Sketch.