Зачатки госпрограммы по возрождению украинского кинопроизводства неожиданно приняли совершенно необычные очертания.
Еще весной Госагентство по вопросам кино носилось с идеей введения дополнительного налога в размере 3% на услуги телеком-операторов, кинотеатров и телеканалов на финансирование украинских фильмов.
Этот механизм ничем не отличался от предложений людей старой власти.
Однако на презентации в четверг в студии Film.ua новой инициативной группы крупнейших украинских частных телеканалов и телестудий #КіноКраїна министр культуры Вячеслав Кириленко вдруг обескуражил новостью.
Мол, концепция поменялась. По его словам, для реализации национальной политики в сфере кино, по большому счету, есть три глобальных пути.
"Первый - ноль финансирования и удар по украинскому кинорынку и национальной безопасности, как сейчас. Второй - ведение киносбора (упомянутого выше налога. - Авт.). Это польская модель, которая вызывает критику, но она нами деактивирована", - подчеркнул он.
Такой проект, добавил чиновник, уже был на согласовании в Минфине и Минэкономики, но появился третий вариант - альтернативный. Как выяснилось, представители украинской кино- и телеиндустрии предложили министру совершенно новую модель поддержки кинематографа.
"Только у меня в кабинете мы встречались пять раз - с Ткаченко (Александр, гендиректор "Студии "1+1"), Богуцким (Александр, гендиректор ICTV), Бенкендорфом (Егор, глава правления "Интера"), Лященко (Евгений, директор телеканала "Украина"), Бородянским, само собой (Владимир, руководитель группы StarLightMedia)", - вспоминает Кириленко.
В итоге, появилась новая версия закона. Министр собирается внести его в парламент до конца лета, а на принятие рассчитывает осенью. В кулуарах Film.ua поговаривают, что основным идеологом нового законопроекта был Бородянский, а Кириленко его поддержал.
Государство должно?
Глава Госкино Филипп Ильенко коротко обрисовал, как будет работать новая модель. По его словам, проект предусматривает создание специального фонда поддержки кинематографии. Он будет пополняться из нескольких источников.
Во-первых, предполагается установить минимальное финансирование из госбюжета на уровне 0,1% от его общих затрат. Это более 500 млн грн, если оперировать цифрами финплана-2015. Кроме того, фонд будет пополняться за счет отчислений от деятельности государственных лотерей и с акцизов.
По подсчетам ЭП, ежегодный объем фонда составит 1 млрд грн. В 2014 году на украинские фильмы из бюджета было выделено 2 млн долл. Существующие налоговые льготы на отрасль в 2016 году планируется даже расширить.
Чтобы деньги на ленты не осели в карманах чиновников Госкино, будет создан совет по управлению денежным фондом. Он будет состоять из десяти человек, половина из которых - выдвиженцы от госструктур, а другая - от отрасли.
Законопроект также предполагает определить, кто и как будет получать госсредства на украинские фильмы. Часть картин будет обеспечена госзаказом на 100% - детские, просветительские, документальные, анимационные и дебютные работы. Эта норма работает и сейчас.
Другие фильмы могут претендовать на 80% госденег - сейчас доля государства не превышает 50%. Из нового: 50% госденег смогут получить телесериалы.
В проекте будет прописан механизм господдержки кино на ранних стадиях - режиссерской и сценарной, а также на поздних - дистрибуции и маркетинга. Рекламу украинских фильмов на телеканалах хотят приравнять к социальной.
Сами себя не прокормим
Как выяснилось в ходе презентации главы StarLightMedia Владимира Бородянского, даже при новом подходе финансирования, всех льготах и усиленной системе контроля над расходами средств украинским продуктам все равно не подняться. Есть серьезный местный ограничитель - сам рынок.
На нем мало кинотеатров для проката - в три раза меньше на душу населения, чем в России, мало доходов от ТВ-рекламы. Зато много интернет-пиратства. Украинцы привыкли смотреть скаченные из сети фильмы бесплатно.
К тому же, на таком хилом рынке доля украинского продукта весьма и весьма мизерная. Только 7% от общего объема проката приходятся на отечественные картины и только 8% на украинские фильмы и сериалы отводится в эфире топ-6 телеканалов. Тогда как российский продукт занимает 55%.
Нажмите для увеличения |
Это привело Бородянского к мысли, что выпуск контента только для украинского рынка не имеет экономического смысла. Нужно оказывать услуги на экспорт.
В презентации он привел в пример несколько убыточных проектов, среди которых фильм "Поводир", снятый на бюджетные средства, и сериал СТБ "Швидка допомога". Поэтому крайне важно привлекать в Украину иностранные проекты, с которыми можно работать совместно и готовить контент для глобального рынка.
Нажмите для увеличения |
Отдать, чтобы получить
Как рассказал Филипп Ильенко, в этом и состоит вторая идея нового законопроекта - стимулы для организации кинопроизводства в Украине.
Такие программы уже действуют в ряде европейских стран. По его словам, речь идет о возврате части затрат на производство фильмов иностранными студиями, команды которых приезжают снимать в Украину.
До 25% будет возвращаться съемочным группам и до 10% от суммы гонораров иностранным актерам. Основные условия для таких компенсаций - большая часть съемочного процесса организуется в Украине и вносит вклад в ее культуру.
Это должно не только привлекать инвестиции в Украину, но и создавать стимулы для развития сферы услуг в стране. Ведь Украину будет посещать больше иностранцев, которые станут тратить деньги в отелях, кафе, платить за транспорт.
Еще один бонус - туризм. Чем больше сцен в известных зарубежных фильмах будет сниматься на фоне местных ландшафтов, тем больше гостей из-за рубежа узнают про Украину и захотят ее посетить.
Выступивший с докладом на Film.ua руководитель налоговой и юридической практики Ernst&Young Владимир Котенко отметил, что модель компенсаций, предложенная телевизионщиками в Украине, успешно применялась в соседних европейских странах, например, Чехии и Венгрии.
По его словам, в Великобритании каждый фунт стерлингов финансовых льгот для киношников обернулся дополнительными 12 фунтами в местной экономике. Во Франции каждый евро льгот принес 11,3 евро инвестиций и 4 евро налогов. В Венгрии успехи скромнее: каждый форинт льгот принес экономике 1,25 форинта.
Как считает генеральный директор телеканала "Студия "1+1" Александр Ткаченко, Украина может зарабатывать на услугах в сфере медиа-производства 100-200 млн долл уже через год-два. По его словам, этот рынок можно оценить 40-60 млн долл. Увеличить его в несколько раз поможет введение налоговых льгот.
"Соседние европейские страны - теперь наши прямые конкуренты на этом рынке, но Украина имеет гораздо больше географических возможностей и кинематографических ресурсов", - считает Кириленко.
Как прогнозирует Бородянский, если в течение пяти лет держава выделит на развитие кино и сериалов 250 млн долл, а частные продюсеры - 150 млн долл, появится 75 кассовых украинских фильмов и 5 тыс эпизодов сериалов.
Нажмите для увеличения |
Еще не все разрешено
Впрочем, радоваться пока рано. Непонятно, как на новые идеи отреагируют Кабмин и Верховная Рада. Денег на поддержку кино почти не выделяют не потому, что не думают об этой сфере, а потому, что их в бюджете очень мало.
По словам Кириленко, Арсений Яценюк любит кино и причастный к созданию "Поводыря".
"Мы однажды вечером обсуждали в кругу топ-менеджеров крупнейших телеканалов все эти проблемы. По многим из них у него было удивление, но нужно двигаться дальше.
В правительстве появляется неприятие налоговых преференций. Когда идет речь о продолжении льгот для кино на пять лет, это вызывает раздражение", - рассказывает министр культуры.
Кроме того, Кириленко опасается, что когда министры услышат о 10% компенсации гонораров для иностранных актеров, они покрутят пальцем у виска и скажут: тут на оборону денег не хватает.