Три сценарных приема, которые Гиллиан Флинн использовала в «Исчезнувшей»

 

 

Три сценарных приема, которые Гиллиан Флинн использовала в «Исчезнувшей»

Иллюстрация: фрагмент альтернативного постера к фильму «Исчезнувшая»

На YouTube-канале Lessons from the Screenplay доступно видео, в котором рассказывается, как Гиллиан Флинн удалось адаптировать свой роман «Исчезнувшая» в сценарий современного нуара.

«Самое сложное для сценариста — не придумать идею истории, а понять, как рассказать эту историю интересным образом, — сообщает закадровый голос в видео. — Сценарий [„Исчезнувшей“] написан мастерски, в нем сочетаются традиционные повествовательные методы и личный авторский стиль, в результате чего рождается уникальный мир истории». Далее в видео рассматривается три приема, которые Флинн использовала как сценарист.

1. «Номер один — действенные описания»

В сценарии описания необходимы для уточнения того, что происходит на экране: «Они важны, так как помогают режиссеру перенести сцены из сценария на экран. А Гиллиан Флин делает гениальные описания». В пример приводится сцена встречи Ника Данна (Бен Аффлек) и Дези Коллингса (Нил Патрик Харрис), в которой Флинн удалось создать нужную атмосферу всего двумя предложениями.

Дези

Мистер Данн.

Ник

Мистер Коллингс.

Дези не приглашает его в дом. Странное напряжение между ними: Дези считает Ника виновным, Ник думает, что Дези невиновен.

И чуть позже:

Ник

Мне интересно, почему вы до сих ей пишете. После всего этого...

Дези ничего не говорит ему.

«Если вы пересмотрите сцену, имея в виду эти описания, увидите, что Нил Патрик Харрис действительно ничего не сообщает Нику:

Дези

Ваша жена пропала, а вы проделали весь этот путь, чтобы спросить меня об этом?

Ник

Мне интересна ваша версия.

Вы могли заметить, что в фильм эта сцена вошла в измененном виде. Такое случается нередко на площадке. Именно поэтому так важно для сценариста задать атмосферу в сценарии: чтобы тот, кто будет менять реплики или описания, понимал контекст и смысл оригинального предложения. Например, в конце этой сцены Флинн пишет: „Угрожающая пауза. Дези захлопывает дверь перед Ником“. Словосочетание „угрожающая пауза“ гениальным образом описывает этот момент. Атмосфера и ритм задаются всего двумя словами».

2. «Вторая техника — когда финальная реплика вмещает в себя смысл всей сцены»

Для пояснения этого пункта приводится цитата из «Анатомии истории» Джона Труби: «В начале сцены следует дать понять, о чем будет вся сцена. Затем сцена должна свестись к единственной мысли, которую передаст важное слово или реплика из диалога». Эта мысль Труби иллюстрируется «одной из лучших сцен» «Исчезнувшей»:

Бони

Вы знали, что она была беременна?

«Эта фраза сразу же дает понять, о чем будет вся сцена: что на самом деле знает Ник и что он скрывает? Эта сцена сообщает нам, в какую трудную ситуацию он попал. И затем все сводится к следующему:

Бони

Это место показалось нам странным сразу, как мы увидели его. Похоже на инсценировку. Смотрите.

Подпрыгивает. Фотографии на камине падают.

Бони

Но при этом они устояли при борьбе не на жизнь, а на смерть.

Ник начинает понимать, что все указывает на него. Петля затягивается все туже...

Бони

Я упомянула это, потому что мы изучили ваши финансы, Ник. 117 тысяч долга по кредитной карточке.

И туже...

Бони

В апреле вы застраховали жизнь Эми на 1,2 миллиона.

Ник

Это была идея Эми!

Бони

Это вы подписали бумаги.

Ник

По ее просьбе! Боже!

... и туже, пока наконец:

Бони

(вешает трубку)

Она была беременна.

Ник стонет, хватает свой стакан с виски, кидает его в стену.

Ник

Думаю, мне нужен адвокат.

Бум. Кульминация сцены в одной фразе — Ник понимает, в какой ситуации оказался. Он принимает правильное решение, которое двигает сюжет вперед».

3. «Наконец, самая недооцененная техника — использование второстепенных персонажей»

«Многие считают второстепенных героев кем-то вроде протагонистов, но в побочной сюжетной линии. Но это неправильно». В подтверждение этой мысли снова приводится цитата из «Анатомии истории» Труби: «Второстепенные герои предоставляют возможность иначе взглянуть на персонажа благодаря сравнению и продвинуть сюжет вперед». То есть это такие персонажи, которые сталкиваются с теми же проблемами, что и протагонист, но решают их иначе. Один из таких героев в «Исчезнувшей» — бывший бойфренд Эми Томми О’Хара (Скут Макнэйри), обвиненный в ее изнасиловании.

Ник

Томми О’Хара?

Томми

Возьмите себе выпить.

«Сравнивая ситуации Ника и Томми, сценарист может рассказать новую информацию и показать, к чему могут привести некоторые решения».

Ник

Так она обвинила вас в агрессии?

Томми

Нет, приятель. В изнасиловании. Насилие с отягчающими обстоятельствами.

«Первое отличие между героями: Эми обвинила Ника в убийстве, а Томми до этого — в изнасиловании. Для Ника и зрителей это новая информация». Далее Томми рассказывает Нику, как началась его история — где они с Эми познакомились, как завязались их отношения:

Томми

Я подумал, пусть, девушки же любят воспитывать... Но она завладела мной. Я стал делом ее жизни. Был уже перебор. Я не думал, что хочу быть тем парнем, которого она из меня делала.

«То есть Эми возмутилась, когда Томми перестал пытаться стать тем мужчиной, которого она хотела из него сделать — для Ника это важный урок, так как теперь он понимает, как может заставить жену вернуться. Ему надо выступить на ТВ и притвориться тем, кто ей нужен. Ник учится на неудачном опыте Томми».

Далее:

Томми

Наутро два копа на пороге. У Эми были раны как при изнасиловании. Следы от веревки и моя сперма. Будто бы я привязал ее к кровати и изнасиловал.

«Томми недооценивал Эми и ее готовность зайти далеко. Для Ника это предупреждение: Эми достаточно безумна, чтобы получить то, что ей нужно. Всего в одной сцене Гиллиан Флинн удается с помощью Томми познакомить Ника и зрителей с новой информацией и показать, что может случиться с Ником, если он не будет осторожен. Наконец, Гиллин, как гениальный сценарист, заканчивает сцену на гениальной ноте».

Ник

А потом ее видели?

Томми

На прошлой неделе по телевизору, рядом с вами. Подумал: «Растет Эми: от жертвы насилия до жертвы убийства».

Поділитись з друзями:
Одесская Киностудия Created with Sketch.