Сценарист мультфильма «В поисках Дори» Виктория Страуз рассказалаизданию Creative Screenwriting, что было самым сложным в процессе создания сценария и как работа в замедленном темпе научила ее писать быстрее.
Как вы попали на проект «В поисках Дори»?
Я написала один сценарий, который и предложила Эндрю Стэнтону, когда тот искал автора. Как и всегда, когда Pixar ищет авторов (мне об этом говорили), в том моем сценарии не было ничего, связанного с анимацией или рыбами. (Смеется.)
Наверное, вам лучше узнать у него самого, что именно привлекло его в истории, но, думаю, это ее атмосфера, ведь именно этот фундамент и делает сценарий хорошим. Мы встретились, и он практически сразу меня спросил, не хочу ли я работать над этим проектом. Помню, что должна была решить это, пока летела домой. И, конечно, я согласилась.
Как известно, в Pixar очень командная атмосфера. Как происходил совместный творческий процесс?
Мы всегда сотрудничали с Эндрю, но сценарий на самом деле был на мне. Конечно, мы с Эндрю многое придумывали вместе и затем уже доносили это до группы художников, а те уже делились своими идеями.
Когда они начали рисовать, визуальное воплощение стало менять историю. Художники могли сказать: «А вот это не совсем правильно», и им приходилось что-то придумывать. Было много переделок, и благодаря этому сценарий становился лучше.
А что вы думаете о невероятно успешном фильме «В поисках Немо»?
На мой взгляд, «В поисках Немо» — идеальный фильм. Конечно, я могу сказать это, так как совершенно не причастна к его созданию.
Этот сценарий прекрасен по всем пунктам. Его структура безупречна, отношения между персонажами глубокие и меняются в соответствии с их характерами. Герои и арки героев получились красивыми и достоверными.
Темы, которые в нем поднимаются, универсальные и одновременно конкретные. Такое получается не у всех сценаристов — заставить зрителя узнать себя в ком-то из мира животных (а мне кажется, именно так и происходит в случае с «В поисках Немо») и при этом сделать это очень достоверно.
Наконец, это действительно смешной мультфильм. Это одна из лучших комедий, и помимо того, что она хорошо написана, ее блестяще озвучили Эллен Дедженерис и Альберт Брукс.
Как мы знаем, у Дори проблемы с краткосрочной памятью. Стала ли эта особенность героини проблемой для вас?
Было трудно. Это было самым трудным из того, что я когда-либо делала, и, наверное, Эндрю меня поддержит. Соглашаясь на проект, я и понятия не имела, насколько сложен он будет, а если бы понимала, то вряд ли бы взялась за него. (Смеется.)
Пока ты сам не сядешь писать героя, который ничего не помнит, не поймешь, насколько важна память во всем, что мы делаем, и что именно благодаря ей создается повествование, за которым зритель может следить.
Если главный герой не может самостоятельно размышлять и рассказать историю, его действительно сложно придумать, потому что такой персонаж не может быть главным. Сложнее всего было сделать из такого персонажа протагониста и заставить зрителей ему сопереживать.
Один из отличительных знаков студии Pixar (и «В поисках Дори» не исключение) — это сильные второстепенные герои. Как вы думаете, что делает второстепенного персонажа запоминающимся?
Честно говоря, я думаю, что второстепенные герои существуют в истории для того, чтобы показать, что именно протагонист должен достичь. Они — катализаторы путешествия главного героя. Мне кажется, чем самовлюбленнее вы как автор изображаете своего героя (не в том смысле, что делаете героя самовлюбленным, а в смысле, что показываете мир истории так, что все в нем становится отражением главного героя), тем успешнее будет ваша история.
В случае с Дори, главная функция Хэнка — стать кем-то вроде Марлина, героем, которого Дори почти что раздражает — он помог нам точнее показать, кем она является. Но он также и персонаж, которого не привлекают ее оптимизм и кротость. Дори приходится справляться с суровым и жестоким отношением Хэнка, как и с суровым и жестоким миром. Мы проработали разные версии, в которых Дори обращается за помощью к другим второстепенным героям, но ни одна из них не подошла, потому что в них не было серьезных трудностей для нее.
Но в истории есть и другие второстепенные герои — вроде Судьбы и Бейли, которые также являются персонажами с ограниченными возможностями. То есть эти второстепенные герои существуют, чтобы подчеркнуть тему истории, но не слишком явным образом.
Есть ли у вас любимый второстепенный персонаж?
Наверное, это Судьба. Она была такой забавной, и на самом деле в сценарии у нее более значительная роль, чем в фильме. И Кэйтлин Олсон, озвучившая ее, просто феноменальна. Она великолепно справилась. Судьба — яростный ипохондрик, и огромной радостью было писать об этой белой акуле, которая то и дело впадает в панику.
Роль Бейли также должна была быть более значительной в истории. Ее одержимость размерами своей головы была очень яркой и забавной в комедийном смысле. Если бы мне предложили делать спин-офф истории, я бы писала об этих двух персонажах, поскольку они прошли через многое и у них особенная сюжетная линия.
Но Pixar часто делает короткометражные спин-оффы о второстепенных героях.
Посмотрим, что получится. (Смеется.)
Какие исследования вы проводили, чтобы изобразить Институт морской жизни максимально достоверно?
Мы посетили несколько океанариумов. Самым впечатляющим оказался Океанариум Монтерей Бэй, один из главных в США, если не во всем мире. Это было невероятно познавательно.
Именно там мы узнали об особенностях осьминогов, насколько они удивительны, что очень помогло при создании образа Хэнка. Очевидно, что организаторы океанариума действительно хотели очень тщательно воссоздать водный мир, но он пережил и свою эволюцию: изначально он был чем-то вроде тематического парка развлечений. Я рада, что мы попали туда, и от этого картина стала лучше.
Оба фильма «В поисках Немо» и «В поисках Дори» посвящены отношениям между родителями и детьми. Так ли эта тема важна для «В поисках Дори»?
Я была настолько сфокусирована на самой Дори, что ее родители были для меня просто моментом из ее воспоминаний. Центральные отношения в фильме — это отношения между Дори и ее памятью, которая воплощается в родителях. В плане эмоций они — тот «горшочек с золотом в конце радуги», который Дори ищет. Но при этом она не способна добраться до этого горшочка и схватить его. Я знаю, что люди считают, что «В поисках Дори» о семье, и, конечно, эта тема важна в картине, но, на мой взгляд, фильм скорее о том, какое место в наших воспоминаниях занимает семья. [...]
Мне было особенно интересно то, как сильно воспоминания и семья связаны. Ты являешься тем, кем являешься, благодаря своим воспоминаниям о семье. Тебе нравятся те или иные вещи и ты ведешь себя тем или иным образом потому, что ты помнишь, что тебя так воспитали. Для меня это было самым интересным и важным в отношениях между родителями и детьми.
Сейчас вы пишете с Disney сценарий фильма о фее Динь-Динь. Что самое трудное в работе над сценарием о таком культовом персонаже?
Это забавно, я, наверное, должна немного нервничать из-за этого. То есть я и без того невероятно нервный человек, но когда происходят подобные вещи, я, как правило, не чувствую особых трудностей. С «В поисках Дори» было что-то вроде «Ха-ха, никаких проблем не будет!», но занудная часть меня все равно заставляла волноваться.
В случае с Динь-Динь самое трудное — сделать ее сложной героиней и заставить работать на историю. Disney разрешила мне самой разобраться, кем является эта героиня. Самым интересным было усложнить героиню, так как я воспринимала ее скорее «второй скрипкой», как и Дори. Мне хочется, чтобы у нее появилась собственная жизнь и собственный голос.
В чем, как вам кажется, преимущества работы в такой творческой среде, которая есть в Pixar?
В Pixar никто не ограничивает тебя во времени. Все понимают, что «история не пишется, а переписывается». И поскольку ты по сути вынужден три или три с половиной года переписывать, переписывать и переписывать, становишься похож на криминалиста. Ты начинаешь относиться к своей работе бесстрастно, потому что живешь будто в замедленном темпе.
Представьте, что выполняете работу, которую любите и знаете, в замедленном темпе снова и снова. Это дает вам преимущество. Благодаря этому я могу найти те идеи, которые не могли бы появиться ни в какой другой версии сценария. Именно за это я очень благодарна.
Звучит странно, но именно благодаря работе в замедленном режиме в течение этих трех лет я научилась быстрее писать. Это все равно, что легкая атлетика: ты отрабатываешь каждое движение снова и снова тысячу раз настолько, что развивается мышечная память. Я буду вечно благодарна Pixar за этот этап в своей жизни.