Сценарист Джонатан Декел рассказал, как лаборатория «Сандэнса» помогла ему закончить свой первый полнометражный сценарий и почему не надо бояться расслабляться при работе над текстом.
Прошлым летом я начал работу над своим первым фильмом Checkout. Это история о человеке, который застрял в старом отеле на окраине Стамбула без возможности уехать. Спустя год я сам оказался в отеле на окраине Стамбула без возможности уехать. Но, в отличие от протагониста моей истории, я был в восторге: я приехал в сценарную лабораторию «Сандэнса».
Я и так чуть не перенервничал, когда мой сценарий приняли к участию, но тот факт, что мне выпала возможность разрабатывать его в стамбульском филиале, был просто невероятен. Это все равно, что оказаться в Калифорнии 1950-х годов, чтобы написать «Назад в будущее». Я не мог поверить своей удаче. Так что мне пришлось просто принять выпавшую возможность и отправиться вверх по проливу Босфор.
Пока я проходил процедуру регистрации на мероприятие, я долго думал, о чем же мой фильм. Я вычленил одну главную тему — миф и реальность. Арка моего персонажа заключалась в том, что он смиряется со своей жизнью и несбывшимися мечтами. И тут лаборатория подкинула мне еще один пример поэтического искусства: мое представление о «Сандэнсе» было искаженным. Я ожидал жестокого лагеря с хладнокровными супер-писателями, которые бы, громко смеясь, начали срезать плоть с моего перворожденного сценария. Но в реальности все было совсем не так.
Все помощники в лаборатории были профессионалами, это не миф. Но окружение, в котором мы работали, оказалось совершенно неожиданным. Пока мы с парома направлялись на остров Бююкада, нам сказали: «Не трогайте и не переписывайте сценарий, пока вы здесь». Эти слова принадлежали Пелин Тургут, и мне поначалу показалось, что она шутит. Я посмотрел на расписание и снова был шокирован. Только одна встреча-консультация за день? Учитывая, что все они занимают 2–3 часа, можно бы с легкостью поместить их подряд, получить кучу отзывов и комментариев, а потом еще и прилететь домой и укутать детей перед сном. В чем же смысл приезжать в лабораторию на неделю и рисковать разводом?
Пока я ходил по отелю в первый день, все еще не веря, что оказался в самой подходящей для меня локации из всех возможных, я встретил Данте Харпера — одного из консультантов и выпускника «Сандэнса». Я поделился с ним своими сомнениями по поводу расписания. Он рассмеялся: «Это неделя полностью посвящена тому, чтобы вы выносили свой сценарий. Окружили себя вдохновением». Это был первый совет, который я получил от консультанта, и он оказался самым главным. Именно эта свобода и позволяла мне полностью погрузиться в консультационные встречи. А погружаться было во что.
Помимо превращения моего протагониста в страдающего галлюцинациями человека в духе «Сияния», я выделил для себя еще несколько универсальных советов, которыми, на мой взгляд, стоит поделиться.
Доверяйте истории. Диалоги и действие — это все, что нужно сценарию. Весь этот литературный жир, который, как нам всем кажется, делает нас интеллектуальнее, оставьте для блогов.
Не режиссируйте/не раскадровывайте/не монтируйте фильм в сценарии. Я добавил в текст множество указаний для камеры, мизансцен и стилевых комментариев, потому что, конечно же, я гениальный автор, а сценарий должен быть точной инструкцией к съемке на случай, если я умру, а кому-то придется снимать этот шедевр близко к моему видению. Конечно же. На самом деле, «диванная» режиссура сильно мешает вам сфокусироваться на повествовании. (Мания величия тоже не помогает, кстати.)
Добавляйте микроконфликты в каждую сцену. Убедитесь, что все они ведут к одному большому конфликту всего фильма. Это перевернуло мое представление о процессе. Есть большой соблазн добавлять в сценарий абсолютно все идеи, которые вы копили в своей записной книжке, особенно если речь идет о дебюте. Но служит ли все это общей теме?
Создайте собственную лабораторию. Подход сценарной лаборатории что-то во мне разбудил. Я пришел туда во всеоружии, пытаясь заполнить под завязку каждый день. Организаторы шутили, что это все моя «армейская точка зрения», но на самом деле я просто чувствовал себя некомфортно, осознавая, что моя семья находится где-то там, дома, а я прогуливаюсь по берегу. Я ожидал, что буду усердно работать целую неделю. Но вскоре я понял, что у такого небольшого периода «созревания» есть свои преимущества. Мы забываем об этом, пытаясь каждый день выиграть в своих крысиных бегах, выжимая сцены из клавиатуры. Самое главное, что я могу посоветовать тем, кто не сможет посетить лабораторию — организовать свою. Отправиться в место, где у вас возникнет вдохновение — это может быть локация из вашего сценария или же заброшенная фабрика кукол на окраине города. Просто выбирайтесь подальше от рутины. Найдите музу, устраивайте встречи с консультантами (по Skype или лично). Это не обязательно должны быть сценаристы, просто члены вашего внутреннего круга.
На изображении внизу — церемониальное сожжение драфтов в конце лаборатории (это сродни катарсису., и его легко воспроизвести самостоятельно). Выйдите наружу, найдите вдохновение и наколдуйте себе немного «Сандэнса» для личных галлюцинаций.
Дебютная короткометражка Джонатана Декела April Fool’s получила приз израильского кинофестиваля Ophir Awards в 2015 году. Его дебютный полнометражный фильм Checkout основан на городских легендах, с которыми он сталкивался во время службы в спецназе Израиля.