Работа над ошибками: зачем голливудским фильмам пересъемки
Работа над ошибками: зачем голливудским фильмам пересъемки

Недавно СМИ сообщили, что съемочная команда картины «Изгой-Один. Звёздные Войны» приступила к масштабным пересъемкам, в рамках которых будет переделано около 40% фильма. По этому случаю на портале filmschoolrejects появилась статья, в которой колумнист Мэттью Монагл пытается разобраться, для чего в Голливуде существует такая практика и всегда ли это признак будущего провала фильма.


Не будем лишний раз говорить о ситуации с «Изгоем-один». Обсудим лучше пересъемки в целом. Очень сложно найти истории о масштабных пересъемках голливудских проектов, которые не были бы связаны с производственными проблемами. Когда с проектом все хорошо, небольшие изменения, которые происходят после основного производственного периода, не попадают в заголовки новостей. И только когда досъемка предвещает финансовую катастрофу в прокате, о ней сообщают в развлекательных СМИ.

Учитывая это, я искал подобные истории по четко заданным критериям. Какие можно найти примеры пересъемок за последние несколько десятков лет, о которых писали в СМИ, но которые не являются результатом тестовых просмотров? Я надеюсь, что это поможет пролить свет на причины, по которым студии могут отправить фильм обратно в «духовку». Не все картины, о которых пойдет речь ниже, сейчас являются классическими, но все эти случаи говорят о том, что пересъемки не всегда плохая идея.

И да, очень легко предположить, что все приведенные здесь ситуации — это игра на публику: что вместо того, чтобы признать свою вину в сложном производстве, эти режиссеры пытаются выставить дорогие переделки обычной практикой в своем творческом процессе. Тем не менее, это никак не влияет на мою финальную мысль: пересъемки не универсальное решение проблем на постпродакшне.

Изменение хронометража меняет фильм

Проблема: Иногда возникает необходимость переработать какие-то части картины, чтобы сократить ее длительность. В 1997 году режиссер фильма «Шакал» Майкл Кейтон-Джонс вызвал Ричарда Гира и Брюса Уиллиса в Монреаль, где происходили масштабные пересъемки. Когда начали ползти слухи о проблемах на съемочной площадке, Кейтон-Джонс объяснил прессе: «Фильм длился 2 часа 45 минут, и мне надо было сократить его до двух часов. Это означает, что из него нужно было вырезать достаточно большой кусок. В таком случае я был просто вынужден „уплотнить“ сюжет». Вместо того чтобы перемонтировать существующий материал и рисковать связностью повествования, режиссер решил прибегнуть к пересъемкам, в одном из случаев даже уместив восемь сцен в одну.

Урок: На монтаже полнометражного фильма могут возникнуть проблемы со связностью и последовательностью истории. Если монтажную версию нужно сильно сократить, пересъемки помогут вам компенсировать отсутствие некоторых сцен и диалогов.

В процессе монтажа появляются новые задачи

Проблема: Даже когда хронометраж фильма не требует серьезного сокращения, первая монтажная склейка может выявить необходимость мелких дополнений. Братья Коэн известны тем, что переснимают небольшие сцены своих фильмов: они это делали еще со времен «Просто крови». В 1987 году в журнале Rolling Stone была опубликована статья, автор которой доказывал, что режиссеры решили стать дублерами актеров во время пересъемок в силу своего упорства. Когда Variety сообщил, что пересъемки «Подручного Хадсакера» — это признак того, что проект постепенно разваливается, Джоэл Коэн был вынужден защищать свою привычку переделывать материал: «Это не пересъемки. Просто небольшие добавления, вот и все. Это следствие того, что мы обнаружили на монтаже, а не во время просмотра финальной версии».

Урок: Не имеет значения, насколько вы уверены в сценарии, раскадровках или дэйлис: вы никогда не поймете, что за фильм у вас получился, пока не приступите к его монтажу. Даже такие режиссеры, как братья Коэн, которых так часто хвалят за тщательность подхода, не брезгуют немного изменить заявочный план, если он не совпадает с остальным материалом по настроению.

Случайности — это часть жизни

Проблема: До появления недорогой компьютерной графики восстановить отсутствующий или поврежденный материал было возможно только одним способом — если начать все заново. В 1981 году режиссер Брайан-Де Пальма был вынужден переснять эпизод парада в фильме «Прокол», поскольку оригинальные кадры у него украли. Согласно The New York Times, «две коробки с несмонтированными негативами пленки» украли из грузовичка в Манхэттене. Нэнси Аллен, звезда фильма и на тот момент жена режиссера, трагически описывала эту ситуацию в интервью: «Он ходил туда-сюда по улице, копаясь в коробках и банках в поисках пленки». Авторы статьи предположили, что восстановление сцены парада обойдется студии в сотни тысяч долларов, несмотря на то, что в фильме она длится всего пару минут.

Урок: Это важно. Я хочу, чтобы вы представили себе Брайана-Де Пальму, бродящего по улицам Нью-Йорка 80-х, опрокидывающего коробки и мусорные пакеты в надежде найти пропавшую пленку из фильма, стоящего 18 миллионов долларов. Теперь, когда вы вдоволь посмаковали момент, вот еще один факт: технические проблемы случаются всегда, и иногда единственный способ их исправить — сжать зубы и переснять то, что пропало.

Сцена бы ни за что не сработала

Проблема: Иногда режиссерам приходится снимать эпизоды сценария, чтобы доказать студии, что они неудачны. Когда Дэвиду Карсону вручили сценарий фильма «Звездный путь: Поколения», он тут же отказался от сцены, где капитану Кирку стреляют в спину. В интервью официальному сайту «Звездного пути» Карсон рассказал: «То, что написали и приняли студия и продюсеры, было просто неприемлемо, по крайней мере, на мой взгляд. Я боролся, чтобы убрать эту сцену из фильма, но проиграл». Когда же аудитория негативно отреагировала на бесславную смерть Кирка, Карсону предоставили творческую свободу и деньги, необходимые, чтобы обеспечить легендарному персонажу более подходящий финал. По словам Карсона, «теперь смерть Кирка стала что-то значить».

Урок: Поскольку критики по большей части говорят о режиссерах и сценаристах, очень просто забыть, что кино — это результат работы множества людей. Иногда приходится попридержать свою гордыню и снять сцену так, как от вас хотят. Если повезет, потом у вас появится возможность вернуться и исправить то, что не работает.

Большие звезды — сильная головная боль

Проблема: Иногда фильм еще даже не успевает дойти до фокус-групп, а люди уже начинают шумно требовать изменений. Согласно статье журнала Premiere 1999 года, Мэл Гибсон был так недоволен ранней монтажной версией картины «Расплата» — режиссерского дебюта оскароносного сценариста Брайана Хелгеленда, — что незамедлительно потребовал переписать и переснять треть ленты. Когда режиссер отказался, Гибсон уволил его с проекта. «Как продюсер я должен добиваться лучшего для картины», — рассказал Гибсон Vancouver Sun. Позже он пригласил сценариста картины «Безумный Макс 2: Воин дороги» Терри Хейза для переделки отдельных эпизодов фильма, и, по слухам, снял эти эпизоды самостоятельно, чтобы сделать своего персонажа более героичным.

Урок: Спустя годы Хелгеленду удастся посмеяться последним: на DVD выйдет режиссерская версия картины. Она оказалась гораздо живее и динамичнее театральной. Тем не менее, «Расплата» служит хорошим напоминанием, что у звезд всегда остается последнее слово на проекте, вне зависимости от того, сколько у вас наград.

Поділитись з друзями:
Одесская Киностудия Created with Sketch.