«Оскар — 2015»: семь мрачных тем 40 сценариев-претендентов на премию
 
   
 
«Оскар — 2015»: семь мрачных тем 40 сценариев-претендентов на премию

Нетрадиционные любовные романы, обращение к истории, расовые отношения, насилие — в этом сезоне соперничают довольно «кровавые» (как «Безродные звери»), серьезные (наподобие «Сына Саула») и искренние (например, «Кэрол») сценарии.


Темы фильмов, вышедших в нынешнем сезоне, непростые: топовых сценаристов увлекли месть и зависимость, преступность, межрасовые отношения. Эскапизм зарезервирован по большей части «мягкими» летними блокбастерами, где диалоги, как правило, заглушаются кулачными боями. А сейчас в кино решаются социальные вопросы, и главными героями становятся борцы со своими внутренними демонами. Неважно, яростное ли это желание Стива Джобса добиться успеха в байопике Аарона Соркина или же расстройство, которое испытывает мотивационный оратор в «Аномализе» Чарли Кауфмана.

Это касается даже тех фильмов, где герои одерживают верх над жестокой реальностью: журналисты, идущие в крестовый поход на католическую церковь из-за истории о педофилии («В центре внимания»); Далтон Трамбо, борющийся против политической истерии, чтобы восстановить свое доброе имя; «Джой» чуть светлее, но и там героине Дженнифер Лоуренс пришлось столкнуться с шовинизмом. В целом, всё об этом жестоком и грубом мире.

Словно газетные статьи

Сейчас нет недостатка в сценариях, обращающихся в актуальным проблемам. Кевин Уилмотт и Спайк Ли объявляют бой насилию в афро-американской общине («Чирак»), Джонатан Херман и Андреа Берлофф противостоят жестокости полицейских в «Голосах улиц». В «Защитнике» Питера Ландесмана на первый план выходит проблема нанесения ущерба здоровью игрокам Национальной футбольной лиги, а война против наркотиков — в «Убийце» Тейлора Шеридана. «В центре внимания» Джоша Сингера и Тома Маккарти — о расследовании журналистов The Boston Globe о сексуальных преступлениях католической церкви. Кэри Фукунага в «Безродных зверях» — об африканской детской армии. В «Игре на понижение» Чарльз Рэндольф и Адам Макки показывают ипотечный финансовый кризис глазами банкиров (сценарий основан на книге Майкла Льюиса), а в картине «99 домов» Рамин Бахрани и Амир Надери эту же ситуацию — с точки зрения домовладельцев.

 

Любовь во всех проявлениях

Забудьте все эти классические истории «парень встречает девушку». В «Кэрол» Филлис Наги (по роману Патриции Хайсмит) друг в друга влюбляются две женщины, а «Датской девушке» Люсинды Коксон (адаптация романа Дэвида Эберсхоффа) показаны еще более сложные отношения — между трансгендером Лили Элбе и его женой. «Бруклин» Ника Хорнби (по роману Колма Тойбина) возвращает нас в 50-е: героиня приезжает из Ирландии в Америку и разрывается между двумя возлюбленными; фильм «Лазурный берег» Анджелины Джоли рассказывает о несчастливом браке; «Любовь и милосердие» Орена Мовермена и Майкла Алана Лернера — о том, как между 1960-ми и 1980-ми поддержка доброй женщины помогла Брайну Уилсону вновь обрести свой музыкальный гений.

 

Уроки истории в голливудском стиле

Крупный план Голливуда (не самый лестный) показан в «Трамбо» Джона Макнамары. Это адаптация романа Брюса Кука о топовом голливудском сценаристе Далтоне Трамбо, попавшем в «черный список» в 1947 году. Дэн Рэзер и Мэри Мейпс, главные герои «Правды» сценариста и режиссера Джеймса Вандербилта (в основу легли мемуары Мейпс), идут против руководства CBS News из-за расследования о службе Джорджа Буша-младшего в Национальной гвардии США. Мэтт Чармен и братья Коэн переносятся в разгар Холодной войны на мост шпионов и рассказывают об адвокате Джеймсе Доноване, пытающемся добиться освобождения двух задержанных в СССР и Восточной Германии американцев. А Ласло Немеш и Клара Ройер в «Сыне Саула» рассказывают историю лагеря в Освенциме: заключенный, сжигающий по приказу немцев тела погибших, пытается похоронить ребенка, так как принял его за своего сына.

 

Другие миры

В будущем не все будет гладко. В «Безумном Максе» Джордж Миллер, Брендан Маккарти и Нико Латуриус изображают выжженный постапокалиптический пейзаж. «Из машины» сценариста и режиссера Алекса Гарланда исследует вероятность, что искусственный интеллект может породить созданий с опасно развитым сознанием. Но «Марсианин», адаптация Дрю Годдарда романа Энди Уира, все же показывает, как изобретательность американца помогает ему выжить. А «Звездные войны: Пробуждение силы» (сценарий Лоуренса Каздана, Дж.Дж. Абрамса и Майкла Арендта) возвращает нас в мир фэнтези, пробуждая к жизни «далекую, далекую галактику».

 

Пожилые герои

Один из самых обнадеживающих трендов 2015 года — на экране появляются протагонисты пожилого возраста. Итальянский режиссер и сценарист Паоло Соррентино обращается к теме старения и его влияния на творчество в картине «Молодость». Сценарист и режиссер Эндрю Хей превратил рассказ Дэвида Константина о пожилой супружеской паре в полнометражный фильм «45 лет». Драматург Алан Беннетт экранизировал собственную пьесу о пожилой бездомной женщине «Леди в фургоне». Джеффри Хэтчер взял за основу сценария роман Митча Каллина о Холмсе и предложил по-новому взглянуть на сыщика пенсионного возраста. Сценарист и режиссер Пол Вайц находит нетрадиционный образ бабушки (фильм «Бабушка»), а овдовевшая героиня начинает новую жизнь в картине «Я увижу тебя в своих снах» по сценарию Марка Баша и Бретт Хейли.

 

Женщины под влиянием

Дамы выходят на первый план в таких фильмах, как, например, «Джой» Дэвида О. Рассела о женщине, которая становится предпринимателем. Или «Суфражистка» Эби Морган, где много подобных героинь. В «Девушке без комплексов» Эми Шумер не пытается оправдать свою героиню, в жизни которой полный бардак. Еще тяжелее приходится женщинам в «Комнате» — адаптации Эммы Донохью ее собственного романа, и в «Я улыбаюсь в ответ» Пейдж Дилан и Эми Коппельман (по книге последней). Более светлая картина по теме — «Головоломка» Пита Доктера, Мэг Лефов и Джоша Коули, проникнувших в разум 11-летней девочки.

 

О мужской природе (в плохом смысле)

Два фильма — эпос о жизни и мести «Выживший» Алехандро Иньярриту и Марка Смита и нео-вестерн Тарантино «Омерзительная восьмерка» — разгонят адреналин. О мужчинах в худших из проявлениях — в криминальных сагах «Черная месса» о бостонском гангстере Уайти Балджере (сценарий Мака Маллука и Джеза Баттеруорта) и «Легенде» о лондонских братьях Крэй (сценарий Брайана Хелгеленда). Те, кто предпочитает что-то более вдохновляющее, могут посмотреть картину о боксе «Крид: Наследие Рокки» (сценарий Райана Куглера и Аарона Ковингтона), новую историю, основанную на персонажах, придуманных Сильвестром Сталлоне. В «Стиве Джобсе» Аарон Соркин взялся за биографию сооснователя Apple. Наконец, для одиночек, предпочитающих странные комнаты в отеле, есть «Аномализа» Чарли Кауфмана.

Источник

Поділитись з друзями:
Одесская Киностудия Created with Sketch.