Какие функции должна выполнять вступительная сцена
Какие функции должна выполнять вступительная сцена

Иллюстрация: Henn Kim

Администратор сценарного блога Go Into the Story Скотт Майерс объясняет, как написать открывающую сцену, которая привлечет внимание ридера.

Один из читателей задал Скотту следующий вопрос: «Есть ли какие-то принципы для написания открывающих сцен? Чем именно открывающая сцена может зацепить ридера и заставить его дольше сопровождать героя в его долгом путешествии?» Скотт ответил, что это очень важная тема, и заметил, что подход к написанию вступительной сцены зависит от жанра истории: «Например, если вы пишете сценарий боевика или приключенческого фильмы, вы скорее всего захотите начать историю с чего-то взрывного, жесткого, чтобы сразу поднять энергию до высокого уровня. Примеры, которые приходят в голову, — это ограбление банка в „Темном рыцаре“, нападение агента Смита и его ребят на Тринити в „Матрице“, побег из тюрьмы в „48 часах“».

Если история строится на характере главного героя, тогда нужно найти интересный способ, чтобы его представить и привести сюжет в действие. Майерс предложил несколько примеров сценариев, в которых это сделано особенно удачно.

Во-первых, «Джуно» (сценарий Диабло Коди): в открывающей сцене фильма нам представляют протагониста истории — девушку, которая уставилась на кресло («Все началось со кресла»). Затем следует флэшбек, в котором мы видим ее и Поли Бликера, сидящего в том самом кресле — они сейчас начнут заниматься любовью. Затем лай собаки возвращает девушку в реальность: она делает глоток из огромной бутыли Sunny Delight. Майерс говорит: «Это эффективная вступительная сцена, потому что она провоцирует так много вопросов у ридера, сразу же возбуждая любопытство, которое заставляет прочитать историю, чтобы найти ответы».

Второй пример — сценарий «Маленькой мисс Счастье» (автор — Майкл Арндт). На первых пяти страницах идут «снимки» ключевых персонажей истории, одного за другим, начиная с Олив, которая «с напряженным вниманием изучает запись конкурса красоты»: «Такой подход позволяет не только возбудить любопытство, но и сразу же дает ридеру представление о героях и их сути».

Также Майерс приводит фрагмент из сценария «На обочине» (авторы — Александр Пэйн, Джим Тейлор, Рекс Пикетт).

Стук в дверь, поначалу робкий, вежливый, постепенно более настойчивый. Потом мы слышим, как кто-то встает из кровати.

МАЙЛЗ (только голос)

Черт.

Дверь открывается, темнота сменяется СЛЕПЯЩИМ ДНЕВНЫМ СВЕТОМ, настоящего испытания для похмелья.

Пришел СЛУЖАЩИЙ.

МАЙЛЗ (только голос)

Да?

СЛУЖАЩИЙ

Привет, Майлз. Отгони свою машину, пожалуйста.

МАЙЛЗ (только голос)

Зачем?

СЛУЖАЩИЙ

Художникам надо поставить машину, а ты плохо припарковался.

МАЙЛЗ (только голос)

(вздыхает)

Да, сейчас.

Он ХЛОПАЕТ дверью.

Майерс называет такую открывающую сцену «мягкой». В ней не особенно много действий, но она забавная и хорошо характеризует героя: он выпивает, что подтверждает реплика «ты плохо припарковался». К тому же тут заявляется главная тема фильма: выход Майлза из темноты на свет.

Майерс советует в открывающих сценах комедийных сценариев попытаться рассмешить ридера и задать юмористическую атмосферу всей истории. В триллерах же следует создать интригу. Лучшим примером в этом смысле является сценарий «Основного инстинкта» (автор — Джо Эстерхаз«), который начинается со сцены секса, оборачивающейся насилием.

В заключение Майерс перечисляет основные функции, которые должна выполнить открывающая сцена:

— дать истории сильный старт;

— дать представление о жанре и атмосфере истории;

— представить «предпосылку» / «завязку» (premise) основной истории подходящим образом;

— привести в движение сюжет;

— соответствовать жанру (если это комедия, то открывающая сцена должна быть смешной; если триллер — создавать интригу);

— дать представление о сути ключевого героя (как правило, протагониста);

— быть короткой (1-2 страницы).

Поділитись з друзями:
Одесская Киностудия Created with Sketch.