Как работает художник кино нового поколения? Мастер-класс Аддиса Гаджиева


Как работает художник кино нового поколения? Мастер-класс Аддиса Гаджиева

В конце июня в рамках практикума «Киноизнанка» в МШК прошла лекция Аддиса Гаджиева — художника-постановщика российских и зарубежных проектов и куратора факультета «Художественная постановка». Он рассказал, как изменились функции художника-постановщика за последнее время, как выстраивается его сотрудничество на съемочной площадке с режиссером и оператором, а также когда лучше использовать 3D-технологии, а когда — строить декорации.


Аддис Гаджиев: Я художник кино, театра, хотя работал и на телевидении, делал концерты. Мои коллеги: Анна Толстунова, замечательный молодой художник кино, моя воспитанница (не побоюсь этого слова), которая работает со мной лет 15, и молодой и прекрасный Илья Иванов, глава студии Red Reddish — это студия-производитель декораций, мы делали вместе несколько ТЭФИ и несколько церемоний GQ.

Я думаю, что все, кто приходит в школу кино, имеют представление о том, что делают актеры и режиссеры, а вот о работе художников не в такой степени. Специальность «Художник кино» остается за границей информации, никто не знает, что это замечательная, увлекательная и тонкая профессия, которая не позволяет применить знания и навыки в кино, а имеет широчайший прикладной спектр. Вы можете использовать свою профессию и в кино, и в театре, и на телевидении и в концертной деятельности, и в рекламе, и в музыкальном видео, можете работать и как станковист, и как график.

Это очень молодая специальность, ей всего 120 лет. Она впитала в себя все, что возможно от художников. Все, что умеют художники, умеют и художники кино. В то же время это нечто новое, и, конечно, за 120 лет профессия невероятно развилась. Во времена братьев Люмьер художник ставил нехитрые декорации в стеклянном павильоне в светлом географическом месте. Шли годы, технологии развивались и усложнялись — соответственно усложнялась и специальность. Современный художник должен знать компьютерную графику, разбираться в специальных эффектах — снега, дождя, огня и т. д.

Раньше у художника было два помощника, а сейчас главный художник — это верхушка гигантского айсберга, который является арт-департаментом в кино. Его можно назвать творческим управленцем, который в первую очередь должен иметь организаторские способности, быть коммуникабельным и образованным, уметь управляться с большим коллективом людей, и только потом рисовать. Иногда и рисовать не приходится — нет времени. Арт-департамент может легко состоять из 50 человек. Это все начальники, руководители маленьких подразделений.


Художник кино отличается от дизайнера тем, что он должен уметь передавать эмоции пространства.


Нынешний художник — другой человек. Современному художнику обязательно уметь работать с операторской техникой, знать камеры. Сережа Иванов выстроил на картине «Царь» великолепные декорация, но приглашенный иностранный оператор (Том Стерн — прим. ред.) снял все на таком объективе, что декораций вошло 40% — ничего не видно. Не договорились, а это имеет значение. Работая на проекте, художник должен учитывать эти вещи, предлагать объективы и камеры, хотя это и не его департамент, но он обязан это делать. Художник должен уметь работать со светом.

Но часто художники не знают, как снять их работу, таким образом превращаясь просто в дизайнеров пространства. Художник кино отличается от дизайнера тем, что он должен уметь передавать эмоции пространства.

Другой мощный современный инструмент — цветокоррекция. В постпродакшне вы можете изменить цвета и раскрасить вашу картину. Это все инструменты, а их много.

Кинопроекты могут длиться год-полтора. Объем работы ненормированный, это все дается с кровавыми слезами. Работа 24 часа в сутки.

Эскизы «Азии 80» Максима Покровского («Ногу свело»)

Как стать художником кино? Я попал случайно в профессию, никогда он ней не думал. Я вырос в семье художников. Я собирался стать станковистом, живописцем, графиком. Но как-то попал на студию, где познакомился с несколькими художниками кино. И был потрясен. Каждый раз — что-то новое. У станковиста нет проблем с бумагой или холстом — у него полная свобода самовыражения, а тут инструменты меняются — ты выражаешь все, что ты задумал посредством новых инструментов и технологий. Это значительно интереснее. Здесь нужно постоянно развиваться. Компьютерные технологии, например, очень изменили профессию. Ты вынужден знать все новинки техники.

За рубежом профессия называется production designer. Очень точное название. У нас — «художник-постановщик» — не совсем понятно, что это за профессия. Есть еще такая профессия — арт-директор проекта — человек, который управляет арт-департаментом. Художнику приходится заниматься огромными, сложными, многомиллионными декорациями.


Иногда декорации делают плохо, а грим — отлично. Нужно решать такие вещи в едином ключе.


Существует и отдельный человек — художник по декорациям, который также называется set designer или set director. Большая часть времени уходит на разработку и создание декораций. Иногда бывают, что придумали замечательные эскизы, но никак не могут их продвинуть в дело, потому что не хватает знаний, мощности и культуры изготовления декорации.

Студия Ильи — прекрасный пример того, как нужно заниматься разработкой и строительством декораций. В его студию приходишь с идеями, скетчами, эскизами в отдел разработки, где есть специалист по скетч-арту, который отлично может все проработать: вы поймете, откуда будет начинаться кадр, где поставить камеры, что снимается, обратить внимание на детали. Современная студия — это целый мир.

Все рождается из идеи главного визуализатора — художника проекта, а компьютерная графика — это инструмент, поэтому декорации иногда делаются уже на «посте».

Иногда идеи можно воплотить с помощью графики, иногда с помощью настоящих декораций. Умение работать со студией пост-продакшена выходит на передний план. Художник фильма является главным визуализатором проекта, а художники по костюму, художники по гриму работают с ним в одной команде, хотя они замечательные и профессиональные специалисты. Мы отвечаем за сочетание костюмов и декораций, грима и декораций. Иногда декорации делают плохо, а грим — отлично. Нужно решать такие вещи в едином ключе.

Художник-постановщик — это специальность, главный художник — это должность. Чаще всего ее занимает художник-постановщик, благодаря своей информированности во всех сферах. Иногда, правда, главным художником может стать и художник по костюмам. Однако, инструментов у художника-постановщика обычно больше.

[Вопрос из зала] Расскажите, пожалуйста, подробнее о взаимодействии оператора и художника-постановщика.

Взаимодействие с оператором и режиссером бесконечно важно. Сами по себе декорации ничего не стоят. Стоит результат — классное кино, от которого нельзя оторваться. Я стараюсь выстроить отношения на фильме или рекламном проекте следующим образом. Начинается все с диалога — предлагаются решения. Придумывая проект, ты понимаешь, какой камерой, какими объективами он будет снят, какой свет ставить. Сколько места нужно для света, какое будет пространство, какие отходы для камеры нужно предусмотреть. Художник должен сразу ответить на эти вопросы.

Могу поделиться опытом работы над американским фильмом «Похищение». Оператором на нем был Дэниэл Перл, который снимал старую и новую «Техасскую резню бензопилой» и второго «Чужого против Хищника». Замечательный оператор. С самого начала он точно знал, где будут приборы, камера и свет — поэтому разногласий между нами не было. Оператор, в отличие от художника-постановщика, приходит на проект на определенное количество смен и может быть две-три консультации. Художник же подключается к проекту на самых ранних стадиях, на девелопменте. Естественно, человек дольше живет на проекте и больше знает о нем. Ему обязательно нужно делиться своей информацией с операторами.

Эскизы и декорации «Мотоателье» для ролика «Банк ВТБ24»

Для меня идеальным фильмом кажется михалковский «Свой среди чужих, чужой среди своих», где художником работал Александр Артёмович Адабашьян. Он нашел великолепное изобразительное решение и вместе с оператором Павлом Лебешевым создал шедевр. Каждый кадр — композиция, каждый кадр — находка.

[Вопрос из зала] Как взаимодействуют режиссер и художник-постановщик? Как начинается их совместная работа?

Анна Толстунова: Конфликты происходят часто. Чтобы их не было, нужно слушать друг друга. Еще есть такая вещь, как подборка референсов. Прежде чем рисовать что-то, нужно найти референсы и обсудить, насколько правильно художник понимает все и в какую сторону двигаться. На основе референсов начинаются разрабатываться декорации.


Плохие режиссеры не умеют делиться полномочиями, а кино — дело командное.


На больших проектах главный человек — это продюсер, который заложил свое имущество, получил кредит и на эти деньги запускает большой проект. Этот человек понимает, чем он рискует, делая проект. Именно он формулирует задачу.

Например, фильм «Похищение». Продюсер фильма Марк Дэймон описал мне проект и спросил, как я его вижу. Главный продюсер, а не режиссер. Он мне прислал заявку, это даже еще не был сценарий, там не было указано, где происходит действие. Поэтому я написал, что и как я вижу. Потом мы встретились и поделились своими идеями. Самое главное — это идеи. Нужно уметь донести их до людей. Любой режиссер будет только счастлив, если ты приходишь к нему с идеями. Если ты что-то предлагаешь, это всегда воспринимается на ура. Плохие режиссеры не умеют делиться полномочиями, а кино — дело командное. Были и конфликтные ситуации.

Эскизы и декорации «Шоколадной мастерской» для ролика «Россия ― щедрая душа»

На этом проекте очень хорошо видно работу художника. На него ушло пять дней. Это очень мало, поэтому все правки вносились моментально. Через стекла витрин все видно, пол с перспективным сокращением камней специально распечатали. Это все удалось благодаря студии. Часто бывает, что художник замечательный, а студия погубила все идеи.

[Вопрос из зала] Насколько актуально строить декорации, когда есть компьютерная графика?

На посте сделать все гораздо дольше и дороже. Я считаю, что 3D-технологии не должны использоваться тогда, когда можно декорацию сделать в реальности. 3D должно обогащать реальность, а не делать ее. Часто в реальных сетах есть неровности, шероховатости, которые придают изюминку вашему проекту. В 3D слишком чисто все получается.

Приведу в пример работу над серией роликов «Россия — щедрая душа». Режиссер практически не участвовал в задании, изначально агентство сформировало очень условный бриф. На следующий день возникли идеи, мы всей командой собрали референсы, и я написал записку, где указал, что хочу изобразить шоколадную студию-лабораторию, смесь стекла и металла, много света. Никаких скетчей не делал. «Нестле» согласились. Затем мы приступили к эскизам. Важно опять же распределить задачи. Аня делала фор-эскиз, а мастер по реквизиту подобрал свои референсы, придумал приборчики. Затем декорации оцениваются цехами, и согласуется бюджет. В кино все также, только дольше. Затем идет производство. Пока декорации собирают, я сижу на стуле и наблюдаю. Я отвечаю за бюджет, если стоимость растет, то это идет из нашего кармана.

[Вопрос из зала] Как работать с моушн-дизайном и спецэффектами?

Расскажу на примере ролика «Арбидол». Это была такая космическая история. 50% пост, 50% живые съемки. Опять же нашли референсы, придумали синопсис, потом на стадии создания сетов мы на встрече показываем, что будут делать CGI-специалисты, а что мы будем снимать вживую. Если им все правильно объяснили, то все идет отлично. Гайды обязательно дать, иначе люди начинают дергать тебя, режиссера, оператора.

Художник должен уметь передать атмосферу. Ему не нужно сделать красиво, это задача дизайнера. Художнику нужно передать чувство, трагедию, счастье, настроение посредством визуализации. Этому научить нельзя, но можно развить в человеке чувствительность.

[Вопрос из зала] Как рассчитать бюджет и как с ним работать?

Всегда существует проблема финансов и идей. Продюсеры, координаторы и художники должны не перетягивать на себя одеяло, как только это происходит, все начинает идти плохо. Идею нужно придумать на конкретный бюджет. На фильме «Похищение» полтора миллиона ушло на декорации и реквизит из 17 миллионов общего бюджета. Это очень хорошие деньги. А есть проекты, где изображение не требует таких колоссальных затрат. На них тоже интересно работать и стараться, чтобы фильм выглядел дороже, чем он есть.

Очень часто нужно сделать что-то из ничего. Иногда каменные сцены делаются из отштукатуренной натянутой ткани. Металл делают из дерева и так далее.

Анна Толстунова: У нас была сложная задача так расставить декорации, чтобы оператор мог двигаться за актерами без склейки. У нас было множество чертежей, мы придумали пятиминутный проход героя со всеми деталями. Все, к счастью, получилось, и все были довольны.

Аддис Гаджиев: Мы работали одной командой — режиссер Дима Фикс, оператор Андрей Макаров. Мы придумали мир и посчитали, сколько это будет стоить. Все, что вы видите в клипе, было построено с нуля за две недели. В итоге бюджет немного урезали, но не сильно. Все персонажи были одеты по нашим референсам, была большая работа с актерами. Сняли за один день, за девять дублей.

Очень часто приходиться работать в разных странах с разными группами. Иногда даже дешевле поехать куда-то, чем воссоздавать натуру в павильоне.


Художник должен уметь передать атмосферу. Ему не нужно сделать красиво, это задача дизайнера.


Сейчас существует множество информации и учебников, в основном, правда, на английском языке.

В нашей профессии рисовать нужно уметь обязательно, донести какие-то мысли словами будет очень сложно, однако, можно обойтись без академического рисунка.

[Вопрос из зала] Бывало ли такое, что прочитав сценарий, вы захотели бы поменять место действия?

Анна Толстунова: Нас всегда учил наш мастер во ВГИКе читать между строк. Если вы считаете, что ваша идея будет лучше работать на фильм, то предложите команде свой вариант.

Аддис Гаджиев: Я люблю, когда нет четкого описания пространства, и ты сам можешь придумать его. Тонкий художник всегда может обогатить идею. Художники должны быть фанатиками своего дела, лучшие профессионалы всегда ими являются.

[Вопрос из зала] Чем же тогда занимается режиссер?

Аддис Гаджиев: Режиссеру приходиться работать с множеством других задач — драматургией, актерами, композиторами и донести до них свое видение. Режиссер — несчастный человек, потому что его часто никто не понимает.

Поділитись з друзями:
Одесская Киностудия Created with Sketch.