Как привлечь внимание к своему сценарию: советы продюсера «Доктора Хауса», «Костей» и «Мотеля Бейтсов»
Как привлечь внимание к своему сценарию: советы продюсера «Доктора Хауса», «Костей» и «Мотеля Бейтсов»

Вице-президент департамента драматических проектов в Universal Television Рассел Ротберг рассказал сценарному изданию Scriptmag, какие ошибки допускают многие сценаристы на питчингах, чем его могут зацепить первые страницы сценария и какой самый мудрый совет он получил в своей жизни.


Рассел Ротберг — вице-президент департамента драматических проектов в Universal Television . Именно он разрабатывал «Мотель Бейтсов» (Bates Motel) для A&E, «Положение дел» (State of Affairs), «Преданность» (Allegiance), «Пощечина» (The Slap) для NBC. Его предыдущий пост — вице-президента по программированию драматических сериалов в NBC и Universal Media Studios. К NBC и Universal Media Studios он присоединился в 2009 году, а до этого работал в Fox. Там с 2003 по 2008 годы Ротберг курировал производство таких сериалов, как «Доктор Хаус» (House), «Кости» (Bones), «Американский папаша!» (American Dad), «Терминатор: Битва за будущее» (The Sarah Connor Chronicles).

О своей текущей работе

На Hulu идет наш новый сериал — «Путь», а также этим летом мы начнем снимать 10 серий «Gypsy» для Netflix. У нас есть проект «Оттенки синего» с Дженнифер Лопес, мы продюсируем «Изумрудный город» — что вроде «Игры престолов» в стране Оз, проект крупный, прекрасный и амбициозный.

Мы разрабатываем проекты для всех кабельных каналов и стриминговых платформ. Наш дочерний канал — NBC, но мы продаем сериалы и другим широковещательным сетям.

Чем может привлечь сценарий

Очень важно захватить внимание ридера с первой пары страниц. Это не значит, что там должны взрываться автомобили или предполагаться какие-то спецэффекты или что-то подобное. Я на такое вообще не обращаю внимания. На двух первых страницах вы должны интересным способом познакомить меня с героем, чтобы я узнал о нем что-то особенное. Такое начало значит для меня гораздо больше, чем просто открывающая сцена, в которой кто-то погибает. Я хочу отправиться в путешествие с вашими героями, продолжать следить за ними, а для этого нужно, чтобы в них было что-то особенное, близкое мне, удивительное.

Самое главное в описании персонажа — это краткость. Целый абзац лучше заменить шестью словами. Да, этот абзац может быть цветастым и прекрасным, всегда найдутся люди, которые напишут его замечательно, но лучше выразить свою точку зрения лаконичнее.

Как лучше питчинговать проект

Как можно короче. Длинный питчинг не сработает. Постарайтесь выложить всю свою идею за 20-25 минут. Попробуйте выстроить со слушателями личную связь. То есть, если вы скажете: «Моя бабушка была суфражисткой, которая столкнулась с такими-то проблемами, и меня всегда восхищала ее история, поэтому я представляю вам проект о суфражистке», я на это куплюсь. Расскажите со всей искренностью, почему вы хотите писать этот проект.

Как правило, люди говорят о сюжете, но это не то, что на чем шоу может выехать. Каждый, кто покупает проекты, знает это, особенно с кабельного ТВ. Всегда здорово дать слушателю хороший крючок или привлечь его внимание хорошим твистом, но если вы не расскажете о сильных героях, то ничего не выйдет.

Сильно заблуждаются авторы, которые держат свои заметки перед собой, но не заглядывают в них, так как хотят, чтобы люди думали, что они все выучили наизусть. Если вы действительно хороший автор, но не очень эффектно выступаете на публике, запишите свою речь и прочитайте ее так, чтобы она нашла отклик у слушателей. Никто не ждет от вас актерского исполнения. Вам просто надо написать хорошую речь для питчинга. Я знаю людей, которые гениально пишут, но совсем не умеют питчинговать свои проекты.

Что делать молодому автору, чтобы его заметили

Самое очевидное — писать каждый день. Еще я советую пойти на курсы для актеров и режиссеров, потому что в вашей сценарной голове слова могут звучать совсем не так, как их произнесут актеры или как потом будет на площадке. Этот хороший опыт всем будет полезен.

Если вы будете продолжать писать и говорить о своей работе, рано или поздно вас заметят. Многие сценаристы не самые общительные люди и не могут сделать так, чтобы их увидели. И я не говорю о бессовестном самопиаре, потому что не верю в него. Люди быстро все понимают, и от этого всем быстро становится только неприятно. Но тем не менее, вам придется искать контакты. Ничего само собой не произойдет, если вы просто напишете гениальный сценарий и положите его на полку в надежде, что кто-нибудь его увидит.

Широковещательные и компании устраивают сценарные конкурсы. Вам следует участвовать в них, подать заявку в программы вроде той, что организует NBC, — Writers on the Verge. Я знаю людей, которые прошли ее и теперь работают на проектах. Это действительно стоящее дело. ABC и Fox устраивают подобные программы, как и другие сети.

О самом мудром совете, который Ротберг получил в своей жизни

Мне однажды дали такой совет: «Не считай себя бесценным». Иногда приходится удалять какие-то вещи, которые тебе нравятся, но ты понимаешь, что без них проект станет только лучше. Не думай, что каждая твоя идея бесценна. И хотя у тебя должно быть свое «видение» и ты должен ему следовать, телевидение — коллективное дело, и здесь есть определенные условия. Просто будь готов к сотрудничеству.

Что он сам советует молодым авторам

Сейчас так много мест, куда можно продать свои проекты — мы вроде как живем в Золотую эру телевидения. Прямо сейчас существует более 400 американских сериалов и еще больше международных проектов. Люди рассказывают самые разные истории. Мой совет — пишите о том, что вас действительно захватывает, потому как ничто другое и не будет более увлекательным. Не пытайтесь выяснить, что именно ищет та или иная компания. Пишите о том, чем вы сами увлечены.

Поділитись з друзями:
Одесская Киностудия Created with Sketch.