Что Квентин Тарантино думает о «Таксисте» Мартина Скорсезе
Что Квентин Тарантино думает о «Таксисте» Мартина Скорсезе

В этом году исполняется 40 лет со дня выхода «Таксиста» Мартина Скорсезе. На фестивале Tribeca творческая команда фильма, включая режиссера, актеров Роберта-Де Ниро и Джоди Фостер, а также сценариста Пола Шредера, вновь собралась вместе, чтобы отметить юбилей фильма. По этому случаю Indiewire привел наиболее любопытные цитаты о картине главного фаната «Таксиста» — Квентина Тарантино.


 

Картина была не только уникальной, но и неприкасаемой

«Фильм просто изумительный. Думаю, что он вполне может быть одним из величайших исследований персонажа, когда-либо снятых в кино. То есть, мне правда не приходит в голову даже второй, не говоря уже о третьем и четвертом фильме, который может сравниться с „Таксистом“ в этом плане. Скорсезе в то время был глубоко связан с кино, и, несмотря на всю мрачность материала, в его работах есть такое богатство, что я не помню, была ли у кого-то еще серия таких же успешных фильмов, как у Скорсезе в 70-80-х».

Даже Брайан-Де Пальма говорил о своем уважении к Скорсезе

«Честно говоря, Скорсезе не был моим любимым режиссером из числа „кино-братвы“ (режиссеры, представлявшие „новую волну“ голливудского кино 1970-х годов — прим. ред.). Я его обожал. Но больше всего мне нравился Брайан-Де Пальма. Я с ним встретился сразу после производства „Бешеных псов“, и был просто вне себя от радости. Я сидел и разговаривал с ним о кино и разных вещах, а он поднял тему дружеского противостояния между ним и Скорсезе.

Де Пальма рассказал про создание „Лица со шрамом“: вот он делает этот эпик и думает, что это одна из его лучших работ. И как раз во время съемок выходит „Бешеный бык“. Де Пальма идет и смотрит „Быка“ в кинотеатр, он начинается со вступительного кадра с титрами. Играет классическая музыка, на экране — общий план ринга, а Джейк Ламада подпрыгивает на месте в своем халате в слоу-моушн. Де Пальма сказал: „Не имеет значения, что вы делаете, не имеет значения, насколько вы хороши — Скорсезе всегда рядом. Он постоянно бросает вам вызов“. В этом весь Скорсезе того времени».

В Трэвисе что-то есть

«Для меня одно из самых прекрасных достоинств „Таксиста“ — это не только исследование этого, мягко говоря, проблемного героя… Это то, как зрителя ставят на место персонажа. Если вы когда-нибудь были одиноки или жили в гетто, очень просто сочувствовать Трэвису Биклу и его взглядам „один я“ против „моего окружения“. Фильм поощряет это сочувствие к весьма неоднозначному персонажу. Так четко мы видим его глазами».

Тарантино критикует критику фильма, которая появилась после его выхода

«Одна из претензий к фильму, когда он только вышел (в корне неверная, но я понимаю, почему так много людей тогда ошиблось), заключалась в том, что фильм расистский. На самом деле фильм не расистский, он о расисте. И не просто о расисте — это первый фильм, изучающий расиста.

Так что, на самом деле, мы видим мир через призму сознания Трэвиса Бикла. И через эту призму чернокожие сутенеры и остальные чернокожие персонажи на улицах выглядят отвратительно. Он постоянно вздрагивает при их виде. И поскольку вы смотрите на мир его глазами, вам тоже неприятно. Это действительно мог бы быть серьезный недостаток, но тематически, как видно ближе к финалу, это не так».

Любовь Тарантино к Харви Кейтелю началась задолго до их совместной работы

«Он сыграл сутенера просто потрясающе, а его взаимодействие с-Де Ниро по-настоящему изыскано, как и с Джоди Фостер. Это один из немногих эпизодов, показанных не глазами Трэвиса Бикла. Они танцуют. На экране такое невероятное качество, а его игра настолько притягивающая и представительная, что все это сводит на нет возможные недостатки. Нельзя представить „Таксиста“ бех Харви Кейтеля. Что бы из этого вышло?»

Даже самые мелкие детали имеют значение

«Что выделяет это повествование от первого лица, что по-настоящему поражает — это мелкие детали, которые служат настроению дневника безумца. А именно таким и является фильм. Например, одни из моих самых любимых эпизодов в нем — небольшие сцены между Сибилл Шепард и Альбертом Бруксом.

Во время этих сцен… Первое, что приходит вам в голову при мысли о 70-х — это фильм „Первая полоса“, потому что тогда такое было модным. Но сейчас же его невозможно смотреть, не думая о новостях в „Таксисте“. Эти короткие сцены появлялись на Таймс-сквер и стали частью фильма.

Думаю, это очевидно. Я как режиссер люблю, когда что-то резко меняется, а это как раз такой случай».

Скорсезе так просто не сдавался

«Он снял этот фильм для Columbia Pictures, и MPAA поставила ему рейтинг X. Так что Скорсезе пришлось столкнуться с ситуацией, когда он создал, по его мнению, идеальный шедевр, но его вынуждали резать свой собственный холст. Люди, или какой-то конкретный человек в Columbia — понятия не имею, кто это был и что вообще случилось — не захотели понять ситуацию. Им было все равно. Они только говорили: „Пусть будет R. Получи R. Нам все равно, как ты это сделаешь“.

Потом, согласно легенде, Скорсезе не спал всю ночь, напивался с заряженным пистолетом в руке. Он намеревался с утра застрелить чиновника из Columbia за то, что он заставлял его порезать свой шедевр. И так он и сидел всю ночь с пистолетом на коленях. Некоторые из его друзей-кинематографистов приходили к нему, уговаривали не делать этого.

Я слышал, что практически все они повзрослели за эту ночь, осознав, насколько серьезен был Скорсезе в своих намерениях. Похоже, в итоге произошло следующее: хорошенько обдумав перспективу убийства и осознав, что он действительно может это сделать, он задумался, что еще сможет сделать вместо этого. И идея его состояла в том, чтобы понизить насыщенность финальной перестрелки на две ступени. Поэтому кровь стала не цвета карамелизированного яблока, а бордовая. Он это сделал вместо убийства. И получил R».

Тарантино считает, что не сможет снять такой фильм

«Можно представить, каково было работать над „Таксистом“. Если бы вы его сделали, то были бы рады, и это вполне понятно. Честно говоря, я даже подумать не могу, как это — сделать такой фильм».

Поділитись з друзями:
Одесская Киностудия Created with Sketch.