«Аниматор - это рисующий актер»


«Аниматор ― это рисующий актер»

Глеб Ясиницкий, окончивший факультет «Анимация» в Scream Schoolи работающий в студии Asymmetric VFX, рассказал нам, должен ли хороший аниматор быть талантливым художником, чем ему было полезно обучение в Scream School и с чего начать поиск работы начинающему специалисту.


Какими качествами и навыками должен обладать аниматор до поступления на соответствующий факультет?

Я считаю, что никакими специальными навыками он обладать не должен. Другой вопрос — что именно в Scream School на факультет 2D-анимации его могут не взять, если он не очень хорошо рисует.

Что касается навыков и личных качеств, художнику нужна в первую очередь усидчивость. Как говорил мой преподаватель, аниматор должен обладать «чугунной задницей». Надо быть готовым проводить бесконечное количество часов за оттачиванием мастерства в какой-то определенной сцене.

И чем бы человек ни занимался до поступления в школу, это будет влиять на результат и на его обучение. То, что человек всю жизнь танцевал, пел или разбирался в компьютерах, проявится в работе. Раньше, до поступления, я занимался танцами, и это стало заметно в моей анимации: я постоянно брал какие-то танцевальные движения, пластику, ритм.

Должен ли аниматор изначально иметь талант к рисованию?

Я считаю, что для аниматора это не обязательное. Тут стоит определить, что это значит — уметь рисовать. Уметь на профессиональном уровне за короткое время набросать большое количество каких-то вариантов? Или просто знать правила рисования, которые нужны аниматору (силуэт, экспрессивность, позы и т.д.)?


Научиться анимации можно нигде не обучаясь, но для этого нужно быть дисциплинированным.


Я сейчас работаю в студии, которая делает трехмерную анимацию, поэтому я мыслю все-таки как 3D-аниматор. Для него важно, скорее, хорошо знать все правила и не совсем обязательно иметь большую практику по рисованию.

Если же вы собираетесь заниматься рисованной анимацией, то тут, конечно, нужно уметь рисовать и рисовать быстро. А научиться этому может кто угодно. Ты просто берешь карандаш и что-то начинаешь делать, накапливая опыт. Научиться можно и за три месяца, а можно и за 10 лет — зависит и от индивидуальных качеств человека и от количества времени, которое он потратит на обучение. От себя могу сказать, что двух лет, которые я провел в Scream School, мне вполне хватило, чтобы узнать, как рисовать. Хотя, конечно, еще учиться и учиться, но необходимые знания я получил и активно их применяю.

Если мы говорим об анимационном рисунке, я могу дать несколько советов. Он нарабатывается рисованием быстрых набросков, когда постоянно рисуешь на улице, в метро и где угодно. Нужно постоянно носить с собой блокнот и срисовывать людей, срисовывать комиксы и т.д. Очень важный подход к тренировке аниматорского рисунка — это нарисовать персонажа и дальше попробовать его же как-то заанимировать: представить, как этот же персонаж будет выглядеть иначе. Проще говоря, берем какой-то комикс, срисовываем позу персонажа себе, а потом уже пытаемся представить, как этот персонаж двигался бы, как бы он ходил или подпрыгнул, испытывал разные эмоции. Это очень сильно развивает.

Обязательно ли для аниматора получать соответствующее профессиональное образование? Чему конкретно вы научились в Scream School?

В анимации, как и в любой деятельности, результат зависит от вложенных усилий. Научиться анимации можно нигде не обучаясь, но для этого нужно быть дисциплинированным. Я работал на студии «Красная Медуза» вместе с двумя аниматорами. Один из них не учился в профессиональном заведении, тем не менее он очень хороший мастер, учился сам, просто смотря мультики покадрово. В таком самообучении есть плюс — ты сохраняешь какую-то «самость». А в профессиональном заведении люди говорят тебе, как делать, и очень сильно на тебя влияют. Но это касается скорее авторской анимации. Если вы с такими знаниями придете на какую-либо студию, то вам, возможно, будет очень тяжело работать. Поэтому в профессиональном учреждении тебя обучают, как что-то делать на благо индустрии.

Аниматору, у которого не так много времени на обучение и который хочет работать в индустрии и какой-то студии, лучше получить профессиональное образование. Особенность образовательных учреждений в том, что у них есть программа, по которой тебя обучают. Без нее ты можешь потратить огромное количество времени, чтобы добиться тех же результатов.


В профессиональном учреждении тебя обучают, как работать на благо индустрии.


До поступления в Scream School я работал на НТВ режиссером постпродакшна. Мне приходилось анимировать какие-то вещи, работать с надписями, заниматься графикой. Тогда я и захотел учиться на аниматора, мне нравилось рисовать графику. Только побывав на мастер-классе в Scream School, я понял, что это умение можно применить и к персонажной анимации, и через три месяца пошел туда. Если говорить о том, чему меня научили, то можно перечислять все дисциплины. Я не умел рисовать — точнее как-то умел, но всем правилам меня научили именно там.

На что смотрят потенциальные работодатели в первую очередь?

Выскажу опять же свое мнение, хотя у меня не такой большой опыт в анимации — примерно два с половиной года. Состояние российской анимационной индустрии таково, что в принципе портфолио может быть даже и не нужно, потому что анимационный российский мир очень маленький, все друг друга знают.

Когда у нас в студии бывают тусовки, приходят ребята из других студий, мы все знакомимся, общаемся, знаем уровень друг друга. Поэтому, когда ищу работу, просто говорю об этом определенным ребятам, а они уже приглашают. Я не сталкивался с тем, что ты приходишь, показываешь работы, работодатель на тебя смотрит, предлагает поработать пока аниматором бэк-персонажей и т.п. Все происходит по знакомству, но таковы реалии. Конечно, это касается тех случаев, когда у тебя уже хороший уровень. Просто так рекомендовать тебя не будут. Тем не менее, я считаю, что в плане трудоустройства условия для аниматоров благоприятные, конкуренции мало и образовательных школ тоже не так много.


Работодатель смотрит в первую очередь на человеческие качества: коммуникабельность, умение работать в коллективе на общий результат, способность к развитию


Какими работами лучше заполнять портфолио... Могу дать общий ответ. Портфолио нужно заполнять своими лучшими работами. Для зарубежных студий есть какой-то базовый набор того, что должно быть в портфолио: это вроде бы походка, боди-механик, какие-то прыжки, кувырки и актерская игра. Если у вас есть опыт в двухмерной графике, пластилиновой, трехмерной и вы пришли устраиваться в студию, которая занимается 3D, не нужно удалять работы в других форматах, они расскажут обо всех ваших качествах.

Если у вас большое портфолио, состоящее из 2D и прочих техник, то это говорит, что человек разносторонний, ищущий знаний, жаждущий какого-то прогресса, поэтому такой человек перспективней.

И, на мой взгляд, работодатель смотрит в первую очередь на человеческие качества: коммуникабельность, умение работать в коллективе на общий результат, способность к развитию. На профессиональные качества тоже, конечно, обращают внимание, но я не раз видел, что опытные аниматоры не получали работу, потому что они не подходили как люди, но это не значит, что они были плохими людьми. И опять же если вы будете трижды творческим человеком и придумывать классные вещи, но делать их год или два, то это тоже не устроит работодателя.

С чего начать поиск работы?

Я расскажу, с чего начал я.

К нам в начале второго курса пришел руководитель анимационной студии и спросил, кто хочет пойти к нему работать. Дал свою почту и сказал присылать работы. Я выслал свое портфолио, подошел им и начал работать. Я ушел туда с НТВ на меньшую зарплату, но понимал, что меня вряд ли возьмут сразу на хорошее место. Получается, что достатку предпочел знания и опыт. Поэтому начинающему аниматору стоит обратить внимание на небольшие студии, где невысокая зарплата, но есть возможность набраться опыта. А хорошая работа от вас никуда не денется — придет сама собой. Главное — не останавливаться.


Занимайтесь актерским мастерством, занимайтесь танцами, занимайтесь хоть единоборствами, потому что это все познание своего тела, а для аниматора знать свое тело достаточно важно.


Если вы пришли на небольшую студию, то продолжайте развиваться, делайте более крупные проекты дома. Я помню, у меня не очень хорошо получалось рисовать на планшете, когда работал во flash. Я каждый день рисовал по 20 минут квадратики и кружочки. Работа на планшете не совсем удобная тем, что ты рисуешь на одной плоскости, а картинка возникает на другой, и вот к этому рассинхрону нужно привыкнуть. Это была монотонная, скучная работа, но мне хватило месяца, чтобы получить навык работы с планшетом. И это касается всего.

Ваши знания должны выходить за рамки анимационных, потому что аниматор — это рисующий актер. Занимайтесь актерским мастерством, занимайтесь танцами, занимайтесь хоть единоборствами, потому что это все познание своего тела, а для аниматора знать свое тело достаточно важно. Окружайте себя таким же аниматорами, художниками, варитесь в этом котле, и знания, навыки придут.

Поділитись з друзями:
Одесская Киностудия Created with Sketch.