20 советов, которые помогут наконец дописать сценарий
20 советов, которые помогут наконец дописать сценарий

Начинающий режиссер Райан Ку составил для портала Nofilmschool список правил, благодаря которым он смог дописать свой самый «долгий» сценарий.


Несколько месяцев назад я закончил сценарий под рабочим названием «Мальчик». Год назад я запустил кампанию проекта на Kickstarter, и практически еще целый год ушел на написание его сценария. Это был долгий и сложный процесс. За последние два года работы я составил список правил, которые помогли мне закончить работу.

1. Не ограничивайте себя при написании чернового варианта

Несмотря на наличие всевозможного программного обеспечения для сценаристов, первую версию «Мальчика» я писал от руки в тетради. Почему? Потому что написание от руки улучшает мыслительный процесс и позитивно влияет на развитие истории. Едва ли работу над сценарием можно назвать последовательным процессом, так как на самом деле оно заключается в постоянных вычитках и внесениях правок в уже написанный материал. Отличный способ быстро проверить черновой вариант  это пролистать рукописные страницы сценария. Если после этого все сложилось в общую картину, то можно начать переписывать сценарий в электронный формат и вносить необходимые правки.

2. Приложение Pinboard

Pinboard  это отличный инструмент для сценаристов. Оно позволяет искать, сохранять, отмечать и сортировать интересующие сайты в интернете. У приложения есть и другие важные преимущества. Например, по умолчанию можно делать закладки в закрытом режиме (я использую закладки для хранения референсов, а не для того, чтобы поделиться ими или запостить у себя в соцсетях). А также при плате 25$ в год Pinboard будет автоматические заходить на отмеченные страницы и сохранять их таким образом, что, если через какое-то время интересующую вас статью удаляют с сайта, она все равно остается сохраненной в приложении. Pinboard предлагает подписку за 10$, а также позволяет импортировать все закладки из приложения Delicious буквально одним кликом.

3. Купите беруши или наушники

Я обнаружил, что отвлекаюсь больше на звук, нежели на то, что происходит перед глазами. Например, я могу сидеть в кофейне у окна и смотреть исключительно на экран своего ноутбука, даже не взглянув на проходящих мимо людей. Но если вдруг кто-то разговаривает за соседним столиком, так что я могу разобрать сказанное, это сразу же отвлекает мое внимание. Если дома холодильник начинает издавать странные звуки, происходит то же самое. Поэтому большую часть времени, когда я пишу, я либо слушаю музыку, либо затыкаю уши берушами. Если вы ловите себя на мысли, что нечто вас отвлекает, задумайтесь, может быть, это не то, что вы видите вокруг себя, а то, что слышите.

4. Соберите свой плейлист

Одна из самых больших трудностей для сценаристов  необходимость в буквальном смысле проживать тот мир, который создается в сценарии. Зачастую окружающий мир, в котором создается сценарий, не соответствует описываемому. Поэтому в период подготовки к проекту я всегда продумываю подходящую к фильму музыку, которая либо станет саундтреком, либо музыкой, которую будут слушать сами персонажи. Один раз я создал довольно большой плейлист и прослушивал его каждый раз, когда мне нужно было вернуться в описываемую в сценарии реальность. Как правило, я создаю плейлисты в iTunes, но на самом деле для этого может подойти любая подобная программа.

5. Функция выделения цитат в Amazon Kindle

Электронные книги  отличный инструмент для сценариста, так как с его помощью можно искать, выделять и записывать цитаты, что иногда невозможно сделать на бумаге. Я не знаю, как работают такие платформы, как iBooks, Nook и другие, но Kindle предлагает вам доступ на свою собственную страницу, где хранятся все ваши заметки. Я до сих пор пользуюсь ссылками, которые сохранил год или два назад. За счет того что они хранятся в облаке в сети, я могу получить к ним доступ в один клик.

6. Подписки

Всегда будьте в курсе новостей, относящихся к вашей тематике. Подписывайтесь на рассылки информационных ресурсов с актуальными новостями, относящимися к месту действия истории в вашем сценарии, чтобы оставаться в курсе того, что происходит в реальном времени (за исключением выдуманных или старых историй). Просмотр этих рассылок может стать продуктивным началом дня и переместить вас в тот мир, где разворачивается сюжет.

7. Будьте непринужденны

Каждый раз, когда я садился за сценарий, ловил себя на мысли, что не могу сосредоточиться должным образом. Хотя через 30-60 минут внимание концентрируется, в первые минуты все равно меня что-то отвлекает, раздражает, и в целом я неудовлетворен рабочим процессом и степенью концентрации. Из-за этого мне пришла в голову следующая мысль. Просто осознайте, что концентрация отнимает у вас некоторое время каждый раз, когда вы принимаетесь за сценарий. Не ждите, что внимание придет сразу же после того, как вы сели за работу. Расслабьтесь. Отличный способ сконцентрироваться: отстранитесь от вашей задачи и набросайте от руки черновик сцены/эпизода/сценария. Это может быть краткое содержание или схема. Не ищите в этом большого смысла, так как то, что вы набросаете, не станет ориентиром для дальнейшей истории, это лишь обычное упражнение, которое поможет вам сконцентрироваться.

8. Ведите два окна на рабочем столе

Обычно я открываю два рабочих окна на компьютере одновременно и меняю эти окна местами или заменяю их другими окнами (содержание, указатели, просмотр сцены). Этот совет будет полезен тому малому проценту сценаристов, которые до сих пор не знакомы с функциями в меню “Windows” и “View”.

9. «Но» или «таким образом», но не «и тогда»

Трей Паркер и Мэтт Стоун, создатели «Южного Парка», может быть, и не являются показательным примером для сценаристов, но вы сильно удивитесь, посмотрев видеоурок этих людей о сценарном мастерстве, полная версия этого видео находится здесь (вдобавок они упоминают об этом же подходе в документальном ролике о создании «Южного Парка»: The Making of South Park: 6 Days to Air). «Но» и «таким образом» образуют причинную обусловленность между каждой смысловой долей, и это делает историю закономерной. Не «и тогда». Казалось бы, простое правило, однако о нем легко забыть, если вы пишите сотни и тысячи сценарных проектов (если написание сценариев, в вашем случае, поставлено на конвейер).

10. Ведите заметки, отмечая их разным цветом прямо в тексте

Функция «ScriptNote» в программе Final Draft  это инструмент для создания заметок прямо в теле сценария, но, по мне, эта функция  полная ерунда. Она похоже на нечто из девяностых: куча маленьких иконок разбросанных по всему рабочему пространству, и, если вы захотите их распечатать, они все распечатаются на отдельных листах, вырванные из самой сцены. Вместо этого, я сам создаю и веду отдельные заметки в разной цветовой маркировке, что позволяет одновременно следить за несколькими сюжетными линиями. Я пробовал работать с разными текстовыми редакторами, включая Evernote, но пришел к выводу, что мне нужен редактор с функцией создания маркированного списка как в Microsoft Word: отдельно для актов, эпизодов, сцен и т. д. Я использую Google Drive для подстраховки (создания резервных копий) и хранения материала. Однако если работаете офлайн, программы Word вам будет более чем достаточно. Пример моего beat sheet:

В Google Docs вы можете ускорить процесс форматирования, используя комбинацию Command-Option-C, чтобы скопировать то, что было отформатировано, и Command-Option-V, чтобы его вставить (для Mac). На PC это комбинации Control-Alt-C и Control-Alt-V соответственно. Также я обнаружил, что при работе с разными версиями сценария этот инструмент выделяет все вносимые правки в текущую версию одним цветом, а потенциальные замены для будущих версий  другим. Это помогает процессу написания и ведет к успешному завершению сценария. На выходе вы получаете сценарий в том виде, в котором его можно отправлять продюсерам. Такой подход очень мне помогает следить за структурой и не путаться в сюжетных линиях, однако недостатком остается то, что всякий раз, когда вы вносите изменения в сценарий, заметки становятся устаревшими, и наоборот. В идеале заметки и сам сценарий должны синхронизироваться друг с другом. Пока что я использую сценарные карты (Scene cards) в Final Draft, но в дальнейшем попробую интегрировать такую функцию в программу. Также можете воспользоваться программой Movie Draft, только жалко, что ее разработчики не обновляют ее так часто, как хотелось бы.

11. Усильте конфликт в сцене

Два персонажа, каждый преследует свои цели. Существует ли в вашем сценарии угроза для персонажей, которая может привести их к неудаче? Если складывается впечатление, что сцене чего-то не хватает, обратитесь к базовым элементам сценария  это поможет определить его структуру.

12. Распечатывайте

После написания первой версии в бумаге и создания нескольких дополнительных версий в цифровом формате, я открыл для себя отличный способ, который спасает меня от нескончаемых прокруток сценария на компьютере  распечатка! Для удобной работы на компьютере и планшетах не хватает функции построения схем и стрелок, добавления заметок под разными углами и зачеркивания ненужного материала. iPad тоже не идеальное устройство для сценаристов, так как невероятно неудобно пролистывать сотни страниц на сенсорном экране.

13. Меняйте обстановку каждый раз, когда беретесь за написание нового сценария

Я уже сбился со счету, сколько версий сценария «Мальчик» я написал. Кто может сказать, из чего состоит черновая версия? Каждый ли раз вы следуете последовательной работе? Храните ли вы все версии сценария? Могу сказать, что нет одного верного ответа на эти вопросы, так как сценаристы, как правило, сохраняют несколько версий в день. И вне зависимости от того, что вы подразумеваете под черновым вариантом, все эти версии являются некими этапами в долгом писательском процессе. Если у вас нет возможности организовать себе небольшой перерыв между написанием сценарных версий, то, по крайней мере, смените обстановку (даже внутри своего дома), это позволит взглянуть на историю по-новому. Это всего лишь психологическая уловка, но она мне очень помогает.

14. В первую очередь глобальные изменения

Глобальные изменения имеют более важный волновой эффект и высокую вероятность, что все, написанное вами ранее, будет переписано, поэтому сначала вносите большие правки и только потом приступайте к маленьким, ведь они могут уже быть не нужны к тому времени, когда вы до них доберетесь.

15. iPad

iPad  это идеальное устройство для чтения сценариев уже благодаря тому, что имеет форму бумажного листа (теоретически им может стать любой планшет, однако не на всех можно установить полезное программное обеспечение для сценаристов, которое поддерживает iPad). На него можно установить отличное приложение для написания сценариев (я использую Final Draft Writer, хотя еще существуют альтернативные программы, включая Celtx Mobile). Безусловно, вы не сможете быстро на нем писать, поэтому я бы не советовал вам начинать в нем проект. Зато как только будет готова первая версия вы сможете легко просматривать ее, сидя в кресле или лежа на диване/кровати, вместо того, чтобы прокручивать страницы на экране ноутбука, сидя за столом. Несмотря на то, что мне так и не удалось воспользоваться этим устройством при работе со сценарием «Мальчик» (приложение для iPad вышло примерно месяц назад, в тот момент, когда финальная версия сценария уже была завершена), я определенно буду им пользоваться в будущем.

16. Приложение Freedom для Mac

Как-то три года назад я опубликовал статью о приложении Freedom для Mac, с тех пор я пользуюсь этим приложением всегда, когда мне нужно отключиться от внешнего мира и закончить работу. Основной принцип работы приложения заключается в том, что оно блокирует вам доступ в интернет. Вы можете решить, что платить за это 10$  это полная глупость, однако, поверьте, цель оправдывает средства. Разработчики этого приложения успели запустить новое приложение под названием Anti-Social, которое работает по идентичному принципу, при этом не лишая вас интернета  он блокирует социальные сети Facebook, Twitter и другие платформы, которые вы внесете в список.

17. Программное обеспечение для упорядочивания рабочей зоны

Возможность организовать свою рабочую область на компьютере при наличии нескольких открытых окон с помощью одного нажатия клавиши (или одного клика мышкой) встроена в последнюю версию оперативной системы Windows. Я пользуюсь Mac, и возможность управления (совмещать/разъединять/приводить в порядок) различными приложениями не встроена в систему, но существует много приложений, которые помогут в соответствии с вашими потребностями привести в порядок рабочую область. Часто мне удобнее видеть документ с кратким содержанием сценария на одной стороне экрана, а сам сценарий  на другой. Для этого можно воспользоваться бесплатным приложением Spectacle. Хоть я и не скуплюсь на платные приложения, Spectacles  отличное бесплатное приложение, которое идеально подходит для работы.

18. Памятка для сценаристов проекта «Отряд Антитеррор» от Дэвида Мамета

В сценарии было несколько сцен, которые смущали меня каждый раз, когда я его перечитывал. Я не мог понять, почему это происходит. Оказалось, что причиной тому стала их чрезмерная описательность. Позже я перечитал памятку Дэвида Мамета и понял, почему меня тревожило это чувство: «ВСЕГДА, КОГДА ДВА ГЕРОЯ ГОВОРЯТ О ТРЕТЬЕМ, СОЗДАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, БУДТО ОНИ НЕСУТ ПОЛНУЮ АХИНЕЮ». Практически в любом телевизионном сериале есть два героя, которые так или иначе говорят о третьем. Но я немного перефразировал замечание Мамета, и вот что получилось: «Если вся сцена состоит только лишь из диалога двух персонажей о третьем лице (событии, проблеме), это нужно срочно менять». 

19. Продумайте специфические черты каждого персонажа

При написании сценария концентрируйтесь на каждом персонаже по отдельности. Продумайте их мотивацию, комплексы. Создавайте для них цветовые пометки. Отключите ScriptNotes, игнорируйте остальные сцены и представьте, как будто продолжения сценария не существует. Не беспокойтесь, если получится небольшой бардак в структуре  вы еще много раз будете пересматривать и переписывать сценарий. Этот ход служит только одной цели  создать персонажа со всеми его нюансами, комплексами, всесторонне раскрытыми. Каждый должен быть главным героем того мира, в котором он живет, и их мотивации и принимаемые решения должны ему соответствовать.

20. Работайте в часы высокой работоспособности

Это утренние часы. Ваш список дел, должно быть, содержит десятки различных пунктов, часть из которых вы хотели бы выполнить сегодня. Плюс, у вас скопились неоплаченные счета и еще куча мелких дел. Какие из них вы будете решить в первую очередь? Я привык первым делом решать мелкие дела. Многие люди думают так: «Решу все мелкие задачи, чтоб они мне не мешали»,  но день за днем я трачу много энергии только на мысли о том, как решить какую-либо важную задачу. В моем случае — написать сценарий. Поэтому советую следовать простому и гениальному правилу: выберите благоприятный для себя график. Когда вы бодры и полны сил, работайте над самыми важными вещами в первую очередь, а потом, когда устанете займитесь, остальными делами. На первый взгляд, оно может показаться очевидным, но мне потребовалось много времени, чтобы осознать эту простую истину. В независимости от трудоспособности и мотиваций, каждый из нас имеет определенные часы продуктивности день.

Поділитись з друзями:
Одесская Киностудия Created with Sketch.