10 лучших режиссеров, все еще снимающих на пленку: выбор Taste of Cinema

10 лучших режиссеров, все еще снимающих на пленку: выбор Taste of Cinema

Популярный ресурс Taste of Cinema составил подборку режиссеров, которые снимают на пленку, и в нее, наряду с Кристофером Ноланом, Квентином Тарантино и Стивеном Спилбергом, попал российский режиссер Андрей Звягинцев.


Квентин Тарантино: «Я очень надеюсь, что будущие поколения режиссеров будут намного умнее нынешнего и поймут, что они потеряли»

Тарантино — самый активный из защитников пленки и снимает на нее все свои фильмы. Его самая недавняя работа, «Омерзительная восьмерка», — первая с 1966 года (и одиннадцатая в истории) лента, снятая в формате Ultra Panavision 70 на 65 мм пленку с соотношением сторон кадра 2.76:1. Цифровую проекцию Тарантино называет «смертью для кино».

 

Кристофер Нолан: «Пленка — это лучший способ запечатлевать изображение и проецировать его. Это так, тут не о чем спорить».

Нолан был одним из режиссеров (наряду со Скорсезе, Тарантино и Дж. Дж. Абрамсом), которые в 2014 году высказались в поддержку компании Kodak, которая оказалась на грани банкротства в результате падения продаж пленки. Режиссер заявил, что необходимо сохранить производство пленки и продолжать использовать ее. Большую часть своих фильмов Нолан снял с оператором Уолли Пфистером. Оба они остаются верны выбору пленки даже для производства крупнейших картин, хотя сегодня для него уже чаще применяют цифру.

В 2013 году Нолан приступил к съемкам «Интерстеллара» и уже пригласил оператора Хойте Ван Хойтему, снова выбрав 35-мм пленку в сочетании с IMAX 70 мм.

 

Стивен Спилберг: «В конце концов, этот источник видений — самый оригинальный материал, придуманный человечеством, и возник он в 1895 году».

Когда цифровые технологии захлестнули киноиндустрию, Спилберг, несмотря на свой интерес ко всему новому, продолжал снимать на пленку и собирается «оставаться ей верным до тех пор, пока не закроется последняя лаборатория». Говоря о своих недавних фильмах, режиссер неоднократно заявлял, что видит в пленке основополагающий элемент «магии кино». Спилберг считает, что при цифровой съемке изображение получается слишком чистым, а пленка дает текстуру и зерно, благодаря чему создается вуаль, определенная поверхность с видимыми частицами, что можно счесть несовершенством, но это типичный визуальный пленочный эффект. В недавних исторических фильмах Спилберга («Шпионский мост», «Линкольн», «Боевой конь») эта «вуаль» играет важную роль: они только выигрывают от ретро-атмосферы, которую дарит пленка.

 

Пол Томас Андерсон: «Я не хочу говорить вам, что делать. Я хочу, чтобы вы не говорили мне, что делать мне».

Пол Томас Андерсон часто вместе со своим другом и коллегой Квентином Тарантино публично выступает защиту пленки, хотя делает это в менее категоричной форме. Однажды он сказал о пленке и цифре следующее: «Конечно, я буду защищать то, что мне нравится, но, мне кажется, трудно указывать кому-то, на что снимать».

 

Уэс Андерсон: «Я один из наименее „цифровых“ режиссеров»

На определенный ретро-вид фильмов Уэса Андерсона повлияли его визуальные предпочтения и стиль его постоянного оператора Роберта Йомена, который всегда выбирает пленку, а не цифру, даже если использует цифровые камеры для съемок мейнстримовых комедий у других режиссеров (преимущественного Пола Фига).

 

Ричард Линклейтер: «Я обеспокоен тем, что исчезает сам процесс кинопоказа, как и исчезает пленка».

Вот уже несколько лет Ричард Линклейтер делает многое для сохранения пленки. Более 30 лет назад он основал «Остинское кинематографическое сообщество», где демонстрируют фильмы по всем традиционным правилам кинопоказа. «Отрочество» он также снимал на пленку, с 2002 по 2014 года, хотя, конечно, было бы проще взять на видеокамеру, но тогда была бы слишком заметна разница между фрагментами, снятыми в разные годы, а пленка выглядит одинаково, поэтому сохраняется связность картины.

Но Линклейтер не пурист: он также экспериментировал с цифровыми камерами на «Пробуждении жизни» и «Пленке», а также в недавней комедии «Каждому свое».

 

Андрей Звягинцев: «Съемки фильма — это совершенно иная форма самовыражения. Невозможно объяснить это на словах, ты просто чувствуешь это на подсознательном уровне».

Все фильмы Звягинцева сняты на пленку 35 мм, в том числе и его самый недавний «Левиафан», по мнению многих, современный шедевр.

Оператором фильма Звягинцева был Михаил Кричман; оба они объяснили использование пленки тем, что «видели эту картину скорее на пленке, чем на цифре». Они также отметили, что, поскольку работа с цифровой камерой позволяет режиссеру снимать безостановочно (так как не нужно менять бобины), он теряет концентрацию: предоставляется слишком большой выбор. Помимо этого, в случае с цифровым изображением нужно больше времени на цветокоррекцию, в отличие от пленочного. Поэтому, как отмечает Звягинцев, снимать на цифровую камеру может быть не дешевле, чем на пленку, как кажется на первый взгляд.

 

Сэм Мендес: «Пленка — сложный материал, неточный, но тем она и великолепна».

На первом из своих бондовских фильмов Мендес работал вместе с оператором Роджером Дикинсом, и они выбрали современную и продвинутую ARRI Alexa. Одно из преимуществ цифровых камер — то, что можно снимать ночью и получить полноценное изображение со всеми деталями, что нельзя сделать с пленкой. Мендесу и Дикинсу удалось снять серию великолепных сцен, вроде тех, что с казино и офисным зданием в Шанхае. Тем не менее, на «Спектре» Мендес уже работа с Хойте ван Хойтемой, и они снимали на 35-миллиметровую пленку (а Дикинс ушел на «Да здравствует Цезарь!» к братьям Коэн). Как и другие режиссеры из этого списка, Мендес отмечал, что у пленки есть определенная «магия». Он также подчеркнул, что она подарила ощущение «романтики, легкой ностальгии», которое «в случае с классическим фильмом о Бонде более, чем уместно».

 

Даррен Аронофски: «От ожидания, пока химические вещества магически создадут изображение, в кровь выбрасывается адреналин».

Аронофски — еще один из тех режиссеров, которые в 2014 году поддержали Kodak. Оператор его фильмов Мэттью Либатик говорил об одной их совместной работе: «Моей целью было показать зерно таким образом, как будто оно рукотворное».

 

Вуди Аллен: «У меня нет сильной привязанности к пленке. Буду рад снимать так же, как и все».

Вуди Аллен известен верностью собственным кинематографическим правилам, поэтому его фильмы узнаваемы. Но несмотря на его ностальгический подход, он скоро выбьется из рядов режиссеров, которые «снимают только на пленку» — он снял на цифровую камеру новую комедию «Café Society». Это решение удивило многих поклонников Аллена. К нему режиссера склонил оператор Витторио Стораро, предложивший попробовать Sony CineAlta F65.

Поділитись з друзями:
Одесская Киностудия Created with Sketch.