Сценарные советы 10 зарубежных скрипт-ридеров

 

Сценарные советы 10 зарубежных скрипт-ридеровВ серии интервью портала Creative Screenwriting зарубежные скрипт-ридеры рассказывают, что посоветовали бы сценаристам, как начинающим, так и уже опытным.


Лиза Олсон: «Как ридера меня волнуют, прежде всего, история и протагонист: только ради них я и могу дальше листать сценарий. И неважно, будет ли это глуповатая блондинка, которая собирается в Гарвард, или сапер из „Повелителя бури“. Ставки могут быть разными, но в каждой истории у протагониста должна быть цель и препятствия, которые будут ему мешать, чтобы ее достичь. Эль Вудс не чувствует себя своей в Гарварде, а Джереми Реннер может погибнуть в любой момент. Я должна переживать об Эль Вудс так же, как об этом сапере. Я должна думать о них обоих, несмотря на то что они существуют в разных обстоятельствах. И я продолжаю листать страницу за страницей, чтобы узнать, смогут ли они достичь желаемого».

Николь Салц: «Разбирайте на части ваши любимые фильмы. Сцену за сценой, строку за строкой, пока не выясните, как они работают в каждом аспекте. Такое глубокое знание драматургии неизбежно просочится в вашу собственную работу, и однажды вы обнаружите, что уже достаточно поднаторели, чтобы преодолеть все проблемы, которые до того ставили вас в тупик. Я убеждена, что такая практика так же важна для сценаристов, как тренировки для спортсменов. В этом году я была на мастер-классе Майкла Арндта („Маленькая мисс Счастье“, „История игрушек 3“) на сценарной конференции в Торонто (Toronto Screenwriting Conference). Он прочитал увлекательную лекцию о том, как разбирал некоторые из своих любимых фильмов и использовал приемы их сценаристов во время работы над „Историей игрушек 3“. Я привела этот пример, чтобы подчеркнуть тот факт, что сторителлинг требует определенного смирения от автора. Из всех сценаристов, с которыми я работала, лучшими оказывались те, кто был готов всегда совершенствовать свое мастерство».

Злой скрипт-ридер / Bitter Script Reader: «Хотя я и не занимаю строгую позицию против профессиональных сервисов, но могу сказать, что сценарный коучинг мне кажется печальным явлением. Автор не должен платить за подобные услуги, и мне наплевать на все эти истории успеха, которые рассказывают коучеры. Я практически убежден, что любой сценарист, который добился успеха после коучинга, мог бы в конце концов реализоваться только благодаря собственному таланту. Некоторые их этих тренеров, возможно, имеют должный опыт в бизнесе и, черт возьми, даже очень хороший. Но это не изменит моего мнения, — которое я разделяю практически с каждым профессиональным автором, — что эта услуга не имеет никакой ценности для того, кто хочет писать. Решение платить тому, кто называет себя коучером, никогда не казалось мне выигрышной стратегией.

Другое дело — платить за сценарные курсы. Скотт Майерс предлагает целый ряд курсов в течение года, но Скотт — профессиональный сценарист и университетский преподаватель. Для меня есть большая разница между тем, чтобы платить тому, кто учит тебя мастерству в уважаемом учебном заведении, и тому, кто выдает себя за „коучера“, потому что в другой профессии не состоялся.

Так много можно узнать вообще бесплатно. Из моего блога, блога Скотта Майерса Go Into The Story и других начинающие авторы могут извлечь много полезного о сценарном мастерстве и бизнесе, даже не спуская ни копейки. Большинство литературы доступно библиотеке, поэтому, если вам нужно что-то узнать из книг, вы можете даже не покупать их. То есть многие из нас готовы делиться информацией бесплатно, поэтому не надо спонсировать всяких авантюристов».

Кейт Рошело: «Живите так, чтоб вам было что сказать. Пусть в конце каждого дня у вас будет причина, чтобы писать. Ваш голос должен звучать как можно лучше. Так что вы хотите сказать? Какова ваша точка зрения?»

Аманда Пендолино: «Читайте профессиональные сценарии. Их так много в сети, что не надо никаких отговорок. Я всегда могу понять [по сценарию], когда человек недостаточно начитан».

Джен Грисанти: «Действуйте. Как только вы запишете, каковы ваши личные цели в этой жизни, как и цели, которые стоят в вашей истории, думайте, что нужно сделать, чтобы их достичь.

Что же для этого сценарист может делать ежедневно?

1. Писать.

2. Жить полной жизнью, чтобы было о чем писать.

3. Впитывать весь мир и идеи вокруг.

4. Читать сценарии, книги, газеты, отраслевые СМИ.

5. Смотреть новости и документальные фильмы».

Кэтрин Томлинсон: «Интересуетесь ли вы чем-то кроме сценариев? Если вся ваша жизнь — это кино, кино и еще раз кино, то вы сойдете с ума.

И я бы посоветовала написать еще один сценарий. Студийные босся оценят, когда узнают, что вы не лошадка, обучена единственному трюку. Иногда они ищут, чем бы заполнить свободный writing assignment, так что захотят увидеть больше, чем один сценарий. Также, если у вас есть не только один сценарий, вы уже не выглядите новичком.

И если у вас в самом начале карьеры уже есть сценарии, написанные в разных жанрах, ваши шансы стать востребованным повышаются. Да, как актеры классифицируются по типажам, так и авторы специализируются на каком-то одном жанре — так легче агентам продать их сценарии. (Это обобщение, но не так много, например, авторов боевиков, которые вдруг пишут и продают чистые драмы.) Но в начале карьеры все-таки хорошо бы иметь больше разного материала».

Ольга Лекселл: «Не отвергайте сделанные вам замечания. Прислушайтесь к ним, ведь советующий вам человек потратил часть своего времени на комметарии, которые вы сами у него попросили. Он не стал бы вам помогать, если не хотел этого сделать от всего сердца. Однажды автор назвал меня безграмотной, когда я не приняла его сценарий — как ни странно, кажется, он его так и не продал».

Кэмерон Каббисон: «Всегда продолжайте творить и работать над новым материалом. И важно, чтобы вы находили удовлетворение в самом процессе. Пишите ради самой радости творчества. Любите своих героев и свои истории, при любой возможности ставьте себя на место своих персонажей. Не пишите только ради карьеры. Пишите только о том, о чем не можете не писать, и только потом задумывайтесь о целевом назначении. Рынок спек-скриптов размыт, ТВ стало качественнее и конкурентноспособнее, чем когда бы то ни было, а Голливуд как индустрия ослеплен и опьянен перезапусками и многократным использованием интеллектуальной собственности. Если вы начинающий сценарист — любого уровня, от новичка до блестящего вундеркинда, — у вас впереди долгий путь, в конце которого хэппи-энд никто не обещает. Не давайте себя запугать, но будьте начеку.

Пишите, только если не можете не писать, только если любите писать. Работайте над собой, чтобы понять свой стиль, а потом разнообразить его. Станьте таким автором, с которым люди захотят и смогут работать. Создавайте продукт, у которого будет свой зритель, — сценарий, который принесет деньги. Как ни крути, снимать фильмы и сериалы дорого, поэтому разберитесь, как разработать концепцию вашей истории, чтобы она была коммерчески успешной.

Фил Кларк: «Прежде всего, будьте честны с самим собой. Это сложно, особенно когда ты так хочешь добиться своего. Вспомните всех этих подражателей на ранних раундах шоу The X Factor или Britain’s/America’s Got Talent. Они так сильно жаждут победы, что впадают в самообман. Поразительно, насколько они поглощены собой. И эти выступления можно сравнить с работой сценариста.

Для новичков у меня есть хорошая новость: неудача — это нормально. Вы же только вступаете в эту игру. Драматургия — это мастерство, которое надо выучить, оттачивать и совершенствовать, а этого сразу не достичь. Вам нужно осознать, что уйдет время на то, чтобы достичь желаемого уровня. Поэтому будьте открыты знаниям и критике.

Никогда не останавливайтесь в работе над собой. Лучшие авторы редко оценивают себя как абсолютных мастеров. Худшее, что они могут подумать, — сейчас возьму ручку или сяду за компьютер и напишу „Китайский квартал“ или „Бешеных псов“ с первого раза. Так не бывает».

 

Поделиться с друзьями:
Одесская Киностудия Created with Sketch.