Разбор пилотного эпизода «Игры престолов» по структуре Блейка Снайдера
Разбор пилотного эпизода «Игры престолов» по структуре Блейка Снайдера

Сценарный портал Save The Cat опубликовал разбор пилотной серии «Игры престолов» в соответствии со структурой, которую разработал сценарист и автор книги «Спасите котика!» Блейк Снайдер.


Внимание: в статье будут спойлеры сюжетной линии первого сезона. (Разумеется, никаких спойлеров шестого сезона здесь нет!)

В статье исследуется, соответствует ли пилотный эпизод «Игры престолов» структуре Beat Sheet (авторская структура сценария Блейка Снайдера, автора книги «Спасите котика!» — прим. Cinemotion). В результате выясняется, что этот эпизод необычен тем, что он состоит только из первого акта, согласно структуре Блейка Снайдера. В более поздних эпизодах появятся остальные структурные элементы, которые авторы распределят по всему первому сезону. Интересно, как нетрадиционный подход «Игры престолов» к повествованию повлиял на структуру эпизодов .

Отличительная особенность сериала — в нем разворачивается множество параллельных историй, которые в течение продолжительного времени развиваются независимо друг от друга, пока наконец не переплетаются вместе. Некоторые из них так никогда и не пересекутся. Две из этих историй показаны в пилоте и развиваются параллельно.

Эфирное время (в Великобритании): 59 минут

Сценарий Дэвида Бениоффа и Д. Б. Уайсса

Режиссер: Тим Ван Паттен

Жанр: история о «парне с проблемой». Наш положительный герой Нед после внезапной смерти Десницы Короля оказывается втянут в непростую ситуацию. Ему предлагают освободившееся место при дворе, и он, узнав, что существует некий заговор и Десницу на самом деле убили, должен взять на себя обязанность защищать своего Короля. Стоит отметить, что в течение всех эпизодов истории многих ключевых персонажей будут напоминать миф о Золотом руне (Дейенерис — одна из них.)

Открывающая сцена / Opening Image (1 мин.): Три всадника ждут, пока ворота медленно открываются. Они проходят через длинный темный туннель, выходят с другой стороны и оказываются за пределами широкой ледяной стены. Позже мы узнаем, что это люди из Ночного дозора. Разделившись, они едут через заснеженные места. Один из них вскоре находит расчлененные тела и окликает двух других. Втроем они быстро понимают, кто убил людей — это Белый ходок, который тут же появляется в кадре. Это сверхъестественное существо изо льда. Белый ходок убивает двух дозорных, третий убегает.

Эпизод называется «Winter is Coming» («Зима близко), потому что в той местности, где разворачивается действие, сильно холодает и нависает угроза нападения ледяных чудовищ. Также название является метафорой, обозначающей общую тему смерти и разрушения, которая хорошо подходит для описания всего сериала.

Формулирование темы / Theme Stated (3 мин.): Первый диалог в самом эпизоде происходит после того, как один из дозорных рассказывает другим, что нашел расчлененные тела. Кто-то делает предположение, что это работа людей, которых зовут Одичалыми: «А что вы ожидали? Они дикари. Сначала кто-то украдет козла у другого, и тут же они начинают рвать друг друга на куски». На самом деле, герой не только описывает поведение Одичалых, но и невольно выносит смертельный приговор ключевым героям сериала — как мужчинам, так и женщинам, которые будут сеять смерть и разрушение в погоне за властью и правосудием. Это и есть тема всего сериала — борьба за власть и месть, а также жестокость, с которой люди их добиваются.

Установка / Set-Up (1-18 мин.): Такая установка кажется непривычно медленной для часовой драмы (но это никак не сказывается на ее качестве). Сначала мы видим Ночной дозор (второстепенных персонажей) и Белого ходока (из-за него создается ощущение опасности в первом сезоне и после; он не появится снова, разве что в диалогах некоторых персонажей). После начальных титров мы видим, как сбежавшего дозорного ловят солдаты.

Только на девятой минуте мы знакомимся с НЕДОМ СТАРКОМ (Шон Бин), протагонистом этого эпизода, вместе с его семьей и подопечным Теоном Грейджоем. Мы видим, как его сын Бран тренируется в стрельбе из лука, а его дочери шьют. Обратите внимание на важный момент в духе «Спасите котика!» — когда люди высмеивают Брана за стрельбу из лука, Нед аккуратно ставит их на место: «А кто из вас в 10 лет был метким стрелком? Продолжай тренироваться, Бран» — поддерживает он мальчика.

На 12 минуте мы узнаем больше о характере Неда и жестокости правосудия в его мире. Нед судит дозорного за дезертирство, но самому ему не нравится это делать. Он человек, который выполняет свои обязанности осмысленно, с честью и достоинством — например, он сам казнит дезертира, говоря при этом: «Тот, кто выносит приговор, должен его свершить». Также мы узнаем, что один из сыновей Неда, Джон Сноу, незаконнорожденный — бастард, и из-за этого считается изгоем.

На 18 минуте мы знакомимся с антагонистами эпизода (и вообще сериала) — Королевой СЕРСЕЕЙ (Лена Хиди) и ее братом ДЖЕЙМЕ ЛАННИСТЕРОМ (Николай Костер-Вальдау). Мы узнаем, что человек, который умер недавно — это Джон Аррен, Десница Короля (то есть его защитник). Из диалогов между ними становится понятно, что они участвуют в каком-то заговоре, обсуждая, знал ли Джон Аррен что-то и не говорил ли этого кому-либо. (Пока не совсем понятно, что именно они имеют в виду.)

Катализатор / Catalyst (18 мин.): Смерть Джона Аррена является катализатором, который полностью перевернет мир Неда и его семьи.

20 мин. — Жена Неда Кейтлин Старк сообщает ему, что Джон Аррен умер и вскоре к ним должен приехать Король. Нед отвечает, что есть только одна вещь, за которой он может явиться. (Это не проговаривается, но Король едет, чтобы попросить Неда стать его новым Десницей.) Кэйтлин говорит Неду, что он всегда может отказаться, но мы понимаем, что это не так просто сделать. Это начало...

...Размышлений (Debate) о том, должен ли Нед согласиться занять опасный пост Десницы Короля?

25 мин. — Приезжает король Роберт (с принцем Джоффри). Нед и король Роберт спускаются в гробницу. Там король предлагает Неду стать его Десницей. Мы ясно видим, что Нед не хочет этого, но чувствуем, что ему нелегко отказаться. Тем не менее, пока он не дает окончательного ответа.

29 мин. — Мы впервые видим ТИРИОНА ЛАННИСТЕРА (Питер Динклейдж) — в борделе! Он карлик и изгой, сообразительный пьяница, который играет роль мудрого шута и отвечает за «разрядку смехом».

32 мин. — Нед и король Роберт говорят о смерти сестры Неда, которую он очень любил. Мы узнаем, что ее убили Таргариены. Сейчас они в изгнании (кто-то погиб, кто-то еще жив), но Роберт хочет убить оставшихся.

Сигнал к появлению параллельной линии (на 32 минуте): Введение побочной сюжетной линии предусматривается в структуре Блейка Снайдера, но в отличие от традиционной схемы здесь она не переплетается с линией протагонистов напрямую. Побочная линия рассказывает о прошлом враге короля Роберта и предвещает будущий конфликт, который выходит на рамки первого сезона. В основном здесь появятся случайные ссылки на давние события, и будет показан только один момент, когда король Роберт предпримет активные действия, прибегнув к помощи посредника, что и повлияет на побочную линию его врага — Дейенерис. Хотя на самом деле он только поможет ей. Но сама она не столкнется лицом к лицу с Робертом или его наследниками еще очень долгое время.

Поэтому побочную линию можно называть «параллельной», то есть независимой историей. Это значит, что она не подчинена структурно главной истории и даже по-своему обособлена — и в ней самой можно выделить полноценную структуру Блейка Снайдера...

Мы видим отпрысков рода Таргариенов — ДЕЙЕНЕРИС (Эмилия Кларк) как жертву (хотя далее она станет ключевым протагонистом) и ее брата ВИЗЕРИСА (Гарри Ллойд) как ее антагониста. Он жесток, поэтому сестра боится его и подчиняется ему. Он относится к ней как к рабыне, подвергая унижениям, возможно и сексуального рода. Мы узнаем о его желании стать Королем: для этого он хочет выдать замуж свою сестру и за это получить армию. Его решение выдать замуж Дейенерис — катализатор ее истории. А размышляет она о том, принять ли ей свою судьбу с человеком, с которым обручена.

Мы быстро знакомимся с ее суженым — КХАЛОМ ДРОГО (Джейсон Момоа), могучим воином, который, не проронив ни слова, сразу уезжает. Дейенерис говорит брату, что не хочет выходить за Дрого, но Визериса не волнуют желания сестры.

Основная история (продолжение), 38 мин.: Кейтлин и ее дочь Санса Старк говорят о том, что Санса может выйти замуж за принца Джоффри (сын Роберта и наследник трона). Если Нед согласится на пост Десницы Короля, он станет вторым по могуществу человеком в государстве. В таком случае шансы на заключение брака возрастают. Санса просит мать уговорить Неда согласиться, замечая, что больше всего на свете желает стать Королевой. Кажется, что даже милая Санса жаждет власти. Кейтлин объясняет ей, что в таком случае Неду придется оставить свою семью. Санса, кажется, с равнодушием относиться к этому, потому что ее переполняет восторг от мысли, что однажды она может стать королевой.

39 мин. — Джон и его дядя Бенджен говорят о том, что Джон хочет присоединиться к Ночному дозору. Становится все яснее, особенно благодаря разговору с Тирионом, что Джону некомфортно в положении бастарда. Это не имеет отношения к основному сюжету истории, но так готовится почва для другой важной сюжетной линии, которая появится уже в других эпизодах.

43 мин. — Серсея и Кейтлин говорят о том, что однажды у них появится общий внук. Но Нед еще не принял решения.

44 мин. — Джейме преграждает дорогу Неду, и они начинают неприятный разговор. Мы понимаем, что Нед недолюбливает Джейме и не доверяет ему. Возможно, это одна из причин, почему Нед не хочет присоединяться к свите короля и оставлять свою семью.

45 мин. — Нед и Кейтлин говорят о том, как Неду следует поступить. Он не хочет ехать с королем, но и отказать ему не может. Затем приезжает мейстер Лювин и приносит весть от сестры Кейтлин. В послании говорится, что Джон Аррен был убит Ланнистерами. Это шокирующая новость. Мейстер Лювин говорит, что Нед должен защитить Короля от Ланнистеров и стать Десницей. Он поклялся его защищать. Но отец Неда погиб, защищая предыдущего короля, и Нед опасается, что его ждет та же судьба. Мейстер Лювин говорит ему: «Это были другие времена и другой король». Все аргументы были высказаны, и Нед должен принять решение.

Параллельная сюжетная линия (продолжение), 48 минута: День свадьбы Дрого и Дейенерис. Церемония включает и варварские ритуалы, в том числе и жертвоприношения. Кажется, что Дрого ничем не лучше дикого зверя. Мы знакомимся с сиром Джорахом Мормонтом (Иэн Глен), который станет ключевым героем в истории Дейенерис. В качестве свадебного подарка он преподносит ей книги. Также среди подарков Дейенерис — три драконьих яйца (важный факт). Дрого дарит Дейенерис прекрасную лошадь, героиня садится на нее и следует за Дрого.

Теперь они женаты. Дейенерис плачет. Дрого вытирает ее слезы. Трогательно? У нее появляется надежда? Но, скорее всего, нет. Он решает, что пора заняться сексом, и грубо раздевает ее. Насильно раздетая, она готовится к обязательному соитию, так как чувствует, что ее обязанность. На этом сцена заканчивается, как и параллельная сюжетная линия в пилоте. Может показаться, что ее внутреннее размышление на этом завершилось (но оно не имело особого смысла, поскольку у героини не было выбора). В любом случае Дейенерис начинает новую, замужнюю жизнь.

Примечательно, что в следующем эпизоде с героиней произойдет важное изменение. Следуя совету одной из своих фрейлин, она успешно берет под контроль ситуацию в своей спальне, и для нее это большое событие. В этот момент мы видим, что она перестает быть жертвой вроде рабыни и обретает свободу. С этого момента меняются ее отношения с Дрого. Теперь, после своего освобождения и даже обретения власти, она смотрит на него с нежностью и любовью. Она с готовностью принимает новый мир, даже если в действительности у нее и не оставалось выбора. Также из жертвы Дейенерис превращается в активного протагониста. Она столкнется со многими препятствиями, но теперь она начинает жить по своей воле, принимать собственные решения и следовать своим желаниям. Ее размышления продолжатся и во втором эпизоде, там же наступит Переход ко второму акту (Break into Two), когда она решит принять свою судьбу.

Я читал сценарий пилота, который был написан еще до того, когда начались съемки утвержденного для эфира эпизода. Там были некоторые существенные отличия. Например, порядок сцен был другим. Знакомство со Старками происходило с 4-й по 26 стр., а в пилоте мы видим их практически сразу же после открывающих титров. Тем не менее, по своей сути основная история не меняется. Самые любопытные изменения произошли с параллельной сюжетной линией. В сценарии Дейенерис появляется гораздо раньше — на 11 странице, то есть на 11 минуте, а не 32-й, как это происходит в пилоте.

Но самое главное отличие заключается в том, что в сценарии прописаны более серьезные, более явные размышления героини: она думает о плюсах и минусах будущего брака. В сценарии, после того как Дрого дарит ей лошадь, она сначала пугается, но потом мы видим ее счастливой... она улыбается. Толпа ликует. Даже Дрого впервые улыбается. Но грубость брата и его угрозы портят радость Дрого, рушат момент счастья. Страх возвращается. И Дейенерис уходит с Дрого. (Эта мимолетная перемена словно предвещает будущую трансформацию героини.)

Затем Дейенерис и Дрого остаются наедине (как и в пилоте). Она плачет, а он утирает ее слезы. Он раздевает ее, ей страшно. Но в отличие от пилота Дрого на удивление нежен, когда раздевает и целует Дейенерис. Он просит ее разрешения, она говорит ему да. Судя по всему, она соглашается не просто потому, что чувствует свою обязанность, а потому что сама сделала выбор, это первый момент, когда она проявила свою волю. Она решила, что должна быть с Дрого.

Обратите внимание: это описание похоже на сцену из снятого второго эпизода, о котором мы только что говорили. Сцена в сценарии — ее сжатая версия. Думаю, снятые эпизоды лучше показывают, что ключевой момент происходит не тогда, когда героиня принимает свою судьбу, а когда она из жертвы и рабыни превращается в активного протагониста, начинает изъявлять свободную волю. Здесь и происходит переход ко второму акту, и интересно, что по сценарию он должен был произойти в первом эпизоде.

В любом случае, мы возвращаемся к истории, которая разворачивается в пилоте...

На 55 минуте, практически в конце эпизода, мы возвращаемся к основной истории: Размышление наконец закончилось. Нед говорит с Робертом, и становится ясно, что он принял предложение стать Десницей Короля.

Переход ко второму акту / Break into Two (57 минута): Бран забирается на крепостную стену и видит, как королева Серсея и ее брат Джейме Ланнистер занимаются сексом. Серсея опасается, что мальчик все видел. Джейме подходит к шокированному Брану — и жестоко сталкивает его со стены, и мы видим, как...

Заключительная сцена: Бран падает с большой высоты прямо на камеру.

Так свершилось первое кровопролитие между семьями в этом эпизоде — в соответствии с темой и ожиданиями грядущей смерти (на это намекала открывающая сцена и повторяющиеся отсылки в главной метафоре «Зима близко»). По этой ужасающей сцене мы понимаем, насколько жестоки Ланнистеры. Впервые нам становится ясно, что семья Неда больше не в безопасности. Для нее и самого Неда это точка невозврата, хотя он сам об этом еще не подозревает. Мы понимаем, в какой ужасный мир он собирается вступить.

И, конечно, эпизод завершается на потрясающей по эмоциональности сцене! Мы не просто шокированы, а заинтригованы вопросом — что же случится дальше; мальчик погиб; как на это отреагируют Старки?

То есть основная история пилотного эпизода по структуре соответствует схеме первого акта Блейка Снайдера, хотя и не всегда совпадает с ней относительно тайминга. Но в параллельной истории первый акт остался незавершенным. В конце пилота Дейенерис вышла замуж, но она еще не приняла важное решение, которое изменит ее статус жертвы и поможет начать путь к самостоятельности.

Хотя другие сериалы также начинаются с необычных по структуре пилотов, в этом случае смелым с коммерческой точки зрения шагом было не вмещать в пилотный эпизод всю трехактную структуру. К счастью, авторы «Игра престолов» блестяще проделали свою работу, и хотя шокирующих моментов будет хватать в течение всего сериала, сценаристы сознательно не раскрывают сразу все карты. Они специально постепенно и детально знакомят нас с героями, чтобы мы могли выстроить с ними прочную эмоциональную связь. В противном случае авторам было бы сложнее достичь своей цели с таким множеством ключевых персонажей и сюжетных линий, пересекающихся друг с другом.

Это все вовсе не означает, что сериал не придерживается драматической структуры. Пилотная серия, особенно если вспомнить ее концовку, дает ясно понять, что динамичный сюжет вот-вот развернется, соблазняя его вернуться и посмотреть, как начнется второй акт для этих героев. Элементы из структуры Блейка Снайдера еще появится в дальнейшем в этой долгой истории.

Кажется, что структура «Игры престолов» изначально сложна, потому что ее элементы растянуты, и сюжет быстро расщепляется на несколько историй, пересекающихся друг с другом (причем иногда они очень долго идут к тому, чтобы пересечься). Почва для некоторых из них уже подготовлена в этом эпизоде. Самая явная из них — это история Джона Сноу, который чувствует себя изгоем и объявляет, что хочет присоединиться к Ночному дозору (что действительно очень скоро случится). Дети Старков и Теон также пойдут параллельными путями, как Кейтлин и члены семьи Ланнистеров, не говоря уже о множестве других персонажей, которые еще не появились в пилоте.

Кроме того, в отличие от полнометражных фильмов с одним протагонистом, многие сюжетные линии так часто сплетаются в течение сериала, что непросто решить, где завершается их третий акт, так как они скорее эволюционируют в новые истории.

Поделиться с друзьями:
Одесская Киностудия Created with Sketch.