Основные ошибки при съемке в «золотой час»
Основные ошибки при съемке в «золотой час»

Режиссер, оператор и основатель продакшн-компании Creative Rebellion Ноам Кролл рассказал в своем блоге, почему работать в «золотой час» не так просто, как многие считают, и на что стоит обратить внимание, готовясь к съемке в это время.


Я люблю снимать при естественном свете, а особенно — в «золотой час». Более того, когда это возможно, я предпочитаю снимать только с естественным освещением и дополнять его лишь в том случае, если это действительно необходимо, чтобы достигнуть определенного стиля, не теряя при этом органичности изображения. Я постоянно снимаю что-то в «золотой час», так как в это время можно добиться наилучших результатов при условии, что вы делаете все правильно.

В это время солнечные лучи дают удивительно красивый, теплый и уютный свет, который просто нельзя повторить искусственным способом. Такие авторы, как Терренс Малик, построили свою карьеру, снимая во время заката, и многие другие кинематографисты стараются делать то же самое, ведь сложно противостоять привлекательности этого времени.

Однако снимать в «золотой час» не всегда просто, и многие приступают к съемкам, совсем не подготовившись. По распространенному заблуждению, в это время снимать проще, в частности потому, что вам требуется меньше оборудования, чем на интерьерной или ночной съемке. Тем не менее, это еще не значит, что вам не нужна подготовка. На самом деле, подобная съемка может быть гораздо более сложной, чем при искусственно контролируемом свете.

За годы работы в «золотой час» я разработал несколько основных правил, о которых я всегда помню на площадке. Далее — пять самых распространенных ошибок, связанных с таким светом.

1. Неверный расчет времени

«Золотой час» не всегда длится час. В зависимости от того, где вы находитесь, какое на дворе время года и многих других факторов, время для съемок может составлять 40 минут или даже меньше. Часто режиссеры и операторы ждут до последней минуты, чтобы заснять материал с максимальным качеством, но когда солнце садится, а половина нужных кадров не снята, нужно либо переносить съемки на другой день, либо укорачивать сцену.

Решение проблемы с таймингом простое: приложить усилия на препродакшне. Исследовать локацию, знать точное время, когда вы сможете снимать, тщательно отрепетировать сцену с актерами, заранее составить блокировку и так далее. Чем больше вы потратите на это времени заранее, чем больше примете решений до начала съемок, тем больше времени у вас будет непосредственно на производство. Каждая секунда имеет значение, и если вы потратите пять минут на форматирование карты памяти или перепланировку сцены, то упустите возможность снять еще дубль.

2. Меняющаяся экспозиция

В условиях управляемого освещения вы можете настроить экспозицию в камере и оставить эти настройки неизменными на всем протяжении съемок. Во время работы с естественным освещением у вас не будет такой роскоши, поскольку вам всегда нужно будет следить за движением солнца. Эта проблема становится только серьезнее во время «золотого часа», когда свет может меняться каждую секунду.

Поэтому, если вы не меняете настройки экспозиции постоянно,-либо раскрывая диафрагму, либо увеличивая ISO, либо настраивая ND-фильтры — все ваши кадры будут выглядеть непоследовательно, особенно в плане экспозиции. Уровень света будет сильно различаться в первом и последнем дубле. Это значит, что вам нужно будет прибегнуть к сильной цветокоррекции, а следовательно — потратить больше времени и денег на постпродакшне.

Это может показаться очевидным, но по своему опыту работы колористом могу сказать, что с этой проблемой я сталкивался гораздо чаще, чем с любой другой. Так что всегда следите за экспозиметром, гистограммами или любым другим индикатором экспозиции.

3. Слишком поздний старт съемок

Все, кто когда-либо снимал в «золотой час», знают, что освещение в это время может заметно различаться в зависимости от облачности и других факторов окружающей среды. Закат в один день может «подсветить» облака розовым и фиолетовым светом, а следующим вечером небо может быть ясным.

В крайнем случае, большая облачность может свести «золотой час» на нет. Этот час до заката может выглядеть так же, как и весь остальной день, если солнечные лучи не могут доходить до земли.

Это может вызвать множество проблем, особенно если вы планируете начать съемку в определенное время. Давайте предположим, что солнце садится в семь вечера, а вы хотите начать снимать в шесть. К этому моменту свет может выглядеть хуже, чем в пять часов, не только из-за облачной погоды, но и из-за того, что все вокруг стало гораздо темнее.

В таких случаях все, что вы можете сделать — снимать как можно раньше. Например, если вы начнете в 4, у вас будет пара часов хорошего света (даже если вы не заснимете закат), прежде чем окончательно стемнеет. Вам может даже повезти, и облака разойдутся в самый подходящий момент. Никто не может знать наперед. Короче говоря, если вы сомневаетесь — начинайте снимать. «Золотой час» не дает вам никаких гарантий, так что иногда приходится работать с тем, что есть.

4. Съемки в «синий час»

«Синий час» — небольшой промежуток времени (обычно 20–40 минут), когда солнце окончательно садится, но при этом какая-то часть света остается. Это еще одно прекрасное время для съемок, но куда более сложное в плане подготовки, так как этот промежуток еще короче, а уровень экспозиции еще ниже.

Некоторые кинематографисты продолжают снимать и в «синий час», что может послужить причиной ряда проблем, особенно при работе с приличным количеством кадров. Представьте ситуацию, когда вам нужно снять крупный план одного актера в «золотой час», а крупный план другого — в «синий час». Во время съемок это может показаться чем-то незначительным, если вы правильно проэкспонируете оба кадра. Однако это может вызвать затруднения при сопоставлении цветов на постпродакшне.

Очевидно, что вы сможете настроить баланс цветов изображения в целом, но вы не добьетесь, чтобы небо выглядело одинаково. Оно никогда не будет выглядеть так, как нужно, поэтому лучше позаботиться об этом сразу же.

Это не значит, что снимать в «синий час» не стоит вообще. Просто помните, что вы никогда не сможете сопоставить кадр из «золотого часа» с «синим» — они слишком разные, и это сразу станет заметно зрителю. Всегда старайтесь закончить сцену до «синего часа», только если у нее нет цели продлиться до вечера, и вы к этому и стремитесь.

5. Перенасыщенность на постпродакшне

Не все проблемы случаются на съемках. Некоторые возникают на цветокоррекции. Кинематографисты часто хотят по максимуму использовать возможности «золотого часа» и в попытках добиться «закатного» ощущения, перебарщивают с цветами. Некоторые добавляют слишком много оранжевого и желтого в средние тона и сильно повышают насыщенность, чтобы сделать эффект «золотого часа» очевиднее. Тем не менее, подобная цветокоррекция противоречит естественному виду «золотого часа» и полностью уничтожает ощущение подлинности сцены.

«Золотой час» позволяет снимать волшебный, но при этом реалистичный свет, который смотрится органично и красиво. Как только ваше изображение заметно «красят», вы теряете те качества, которые и сделали «золотой час» привлекательным. Ваше изображение становится синтетическим и цифровым, что делает съемку в «золотой час» бессмысленной.

Если вы будете следить за тем, чтобы баланс цветов и насыщенность выглядели естественно, вы сможете добиться лучших результатов. В конце концов, вы же не преследуете цель сделать ваш фильм похожим на картины Майкла Бэя. Это не означает, что вы не можете стилизовать свой материал или придать ему свой уникальный вид — просто не забывайте о вкусе во время цветокоррекции, чтобы сохранить те свойства, которые вы получили на съемках.

Поделиться с друзьями:
Одесская Киностудия Created with Sketch.