Напередодні Другого туру Восьмого конкурсного відбору кінопроектів Держкіно, який триває з 23 по 26 лютого 2016 року, видання bezkino.com опублікувало огляд низки запропонованих повнометражних ігрових проектів.
Вадим Єрченко, bezkino.com
Информацию нам предоставили продюсеры, режиссеры и кинокомпании, которые прошли отбор. Сразу оговоримся, что не со всеми участниками нам удалось связаться. Однако мы уверены, что приведенные ниже данные будут вам интересны.
В первой категории «Игровые полнометражные национальные» представлены четыре картины.
В частности «Полина», о которой не писал только ленивый. Напомним, что это история об 11-летней девочке, которая ничего не знает о своих родителях. Злобная тетка, в доме которой Полина и живет, хочет избавиться от своей кровинушки, чтобы завладеть загадочным наследством. Побег оборачивается для девочки волшебным путешествием…
Стоит отметить, что «Полина» – это копродукция с Францией и Бельгией. Причем историю главной героини написал Олиас Барко, французско-бельгийский режиссер. Он, собственно, и снимает этот фильм. Поэтому присутствие ленты в категории «Национальный» вызывает недоумение. При этом съемки закончились еще в декабре. Бюджет – 54 млн UAH. Создатели просят у государства 10,8 млн.
Второй на очереди – «Тайный дневник Симона Петлюры». Этому кинозамыслу Олеся Янчука уже несколько лет. Впервые режиссер заговорил о нем в 2013 году. Тогда озвученный бюджет равнялся 38 млн UAH. Сейчас с учетом инфляции проект стал на 9 млн дороже. Сценарий к картине написал Михаил Шаевич. Известно, что над рукописью он работал почти два года. Сюжет охватывает период парижской эмиграции Петлюры вплоть до его убийства. Фильм должен рассказать о последних днях украинского политического деятеля, а также тонкостях планах по его ликвидации. У государства Олесь Янчук просит выделить сумму, равную половине бюджета, – 23,6 млн.
«Баба Прися». В основе этого фильма – одноименная пьеса Павла Арье. Фантасмагоричный сюжет рассказывает о самоселах в Чернобыльской зоне – бабе Присе, ее дочке, внуке, их быте и… смерти. Судя по всему, жанр проекта близок к трагикомедии. «За пострадянською традицією «Баба Прися» мала б бути епічною трагедією. Однак незламний дух головної героїні надає побутово-вбивчим обставинам нового авантюрного прочитання. І з двох варіантів реакції, ми вже замість «плакати» обираємо «сміятися», – говорится в синопсисе.
Павел неоднократно ездил в зону отчуждения. Жил с самоселами, исследовал их быт, записывал живую речь. Просеяв многочасовые записи, он получил сценарий, образы героев и драматургическую составляющую. В прошлом году пьеса пользовалась спросом. Ее ставили в Киеве, Львове, Харькове, Москве и т.д. В киевской версии бабу Присю сыграла Ирма Витовская. Но далеко не факт, что она появится в экранизации, потому как, по словам продюсера Игоря Савиченко, об актерском составе пока рано говорить. Указанный бюджет один из самых минимальных в этой категории – 17,8 млн. Запрашиваемая сумма также не велика – 8,9 млн.
Последний проект – «Экс». По словам режиссера Сергея Лысенко, название представляет собой сокращение от слова «Экспроприация». «Как вы, наверно, слышали, «эксами» революционеры называли вооруженные налеты на банки, магазины и другие места, где водилась наличность – с целью раздобыть средства на революционную борьбу», – говорит Сергей Анатольевич.
Действие происходит в 1932 году во Львове и окрестностях. Члены УВС (Української військової спілки) готовят «экс» – налет на почту. Но когда доходит до дела, события развиваются совсем не по плану. Льется кровь, революционеров преследует польская полиция... Тем не менее, неудачное ограбление становится катализатором освободительного движения в Галичине.
Сценарист – Ярослав Яриш, сельский экономист из-под Самбора, а помимо этого – автор нескольких книг и лауреат «Коронации слова». Собственно, на этом конкурсе режиссер и познакомился с рукописью.
Бюджет картины – 25,6 млн UAH. У государства создатели «Экса» просят 12,8 млн.
Игровые полнометражные копродукционные
Компания «ИнсайтМедиа» представила в этой категории сразу два своих проекта. Первый называется «Режиссер». Его ставит Константин Коновалов, который вместе с Денисом Замрием написал книгу «Режиссер. Александр Довженко». Практически сразу после ее публикации было заявлено об экранизации под рабочим названием «Александр Довженко. Одесский дебют». Но, судя по всему, концепция несколько изменилась. Вот что нам сообщил продюсер ленты Владимир Филиппов:
– Мы покажем украинского режиссера Сашко, работающего в Одессе на знаменитой кинофабрике ВУФКУ. Это собирательный образ, в котором любитель кино сможет угадать многих режиссеров того славного периода украинской кинематографии. Сам фильм будет пронизан атмосферой двадцатых годов: джаз, бокс, гангстеры и, конечно, кино. Блокбастеры Одессы покоряли тогда всю Европу, да и Америку!
Роль режиссера отведена Сергею Бабкину. Также в ленте сыграет Богдан Бенюк. Помимо Украины в создании картины участвуют Германия и Финляндия. В данный момент на Берлинале проходят переговоры с компаниями этих стран.
Второй проект – драма «Межа». События разворачиваются в 2007 году, за три месяца до того как Словакия вошла в Шенгенскую зону и на границе с Украиной возник максимальный уровень охраны. Три героя – агент МВД, задача которого – бороться с коррупцией на этом рубеже; глава семьи, который руководит перевозкой нелегального товара через словацкую границу; мигрант из Афганистана, который стремится попасть в Европу. Все сюжетные линии развиваются параллельно. Финал истории происходит 21 декабря 2007 года во время официального открытия Шенгенской зоны на словацко-украинской границе.
Фильм создается при содействии Словакии, Венгрии и Польши (в частности задействованы компании Creative Europe Media и Audio Vizualny Fond). К слову, уже в конце февраля-начале марта в Ужгороде начнутся съемки. Бюджет – 35,3 млн UAH. Необходимая помощь государства – 5,4 млн.
Последний в этой категории – проект Pronto Film «Ворожі іноземці». Продюсер – Максим Асадчий. Бюджет самый внушительный из заявленных – 102,1 млн UAH. Создатели фильма рассчитывают на помощь государства в размере 26,9 млн.
Авторское кино
Здесь представлен уже знакомый нам социальный блокбастер «5 терапия». В основе этого фильма лежит цикл автобиографических новелл Стаса Домбровского, бывшего наркомана и преступника. В 15 лет он узнал, что болен СПИДом. На следующие два десятилетия парень погрузился в полное саморазрушение. И лишь лежа на смертном одре в тюремном лазарете и зная, что через две недели его не станет, Стас понял, что хочет жить. При бюджете 3 млн создатели картины просят у Госкино 1,5 млн.
На финансовую помощь рассчитывает и Валентин Васянович. В качестве продюсера, режиссера и сценариста он представил картину «Рівень чорного». Сюжет: «50-летие становится началом сложного этапа в жизни свадебного фотографа Кости. Все что он любил и к чему был привязан, уходит навсегда. Хотя таких вещей в его жизни не так уж и много: парализованный после инсульта отец, подруга – стилист свадебного журнала, старый кот, слайды, на которых он молодой и счастливый. Костя всю жизнь фотографирует чужое счастье. Для него это обычная рутина». На главные роли заявлены Константин Мохнач и Катерина Молчанова. Бюджет – 14,2 млн UAH. Доля государства может составить 7,1 млн.
Последний в этой категории – фильм «Припутни» от продюсеров Влада Ряшина и Юрия Минзянова (Star Media). Бюджет – 8,5 млн. Запрашиваемая сумма – 4,2 млн. По словам Юрия, информацию по проекту он сможет озвучить только после питчинга. Поэтому ждем.
Авторское кино в копродукции
«Нина» – еще один проект «Директории кино». «25-летняя Нина работает учительницей физики в одной из средних школ Киева. Она замужем за бывшим политзаключенным Алексеем. После выхода из тюрьмы он потерял свое место профессора истории в столичном университете, а потому вынужден работать дворником. Алексей не уделяет достаточно внимания своей молодой жене и не замечает, когда у Нины завязывается страстный роман с ее 16-летним учеником Андро. Поползли слухи, после чего Нина теряет работу. Алексей, узнав об измене, прощает супругу. Им обоим приходится эмигрировать и навсегда покинуть Украину…» Вот такая вот завязка. История начнется в 1988 году, а закончится в 2014-м на Майдане. Общий бюджет – 21,5 млн. Запрашиваемая сумма – 10,7 млн.
«После фиолетового будет красный» – второй полнометражный фильм Дмитрия Моисеева («Такие красивые люди») «по мотивам петроглифов палеолиту», как говорится в описании проекта. Бюджет – 19,8 млн UAH. От государства нужно 9,9 млн.
Еще есть «Танк» Максима Ксенды. «По обе стороны маленького городка в лесу подросток по кличке Малый находит немецкий танк времен Второй Мировой. Поискав в Интернете, он понимает, что стоимость его находки около миллиона долларов. Своими попытками продать танк, Малый порождает уйму слухов, цена которым – миллион. За такие деньги люди в его городке – от криминалитета до продажной милиции – могут сделать что угодно. Но Малый выгрызает свое счастье зубами, а они оказываются острее, чем зубы многих бывалых волков». Этот проект неоднократно участвовал в питчингах. Например, в рамках прошлого ОМКФ. Бюджет – 22,8 млн. Запрашиваемая сумма – 11,4 млн. К слову, во время написания этого материала оказалось, что на рынке копродукции, который проходил в рамках «Берлинале», «Танк» победил в питчинге и получил награду в размере 10 тыс. €. Наши поздравления!
Александр Ткаченко и «ТЕТ Продакшн» представляют новый фильм Евы Нейман «Близнецы». Из 33,6 млн создатели картины хотят получить десять.
«Гестхаус "Нірвана"» – проект Pronto Film. В режиссерском кресле – Богдана Смирнова, снимавшая до этого короткометражки. Продюсер – Максим Асадчий. Бюджет – 9 млн. Необходимая сумма – 4,5 млн.
Детское кино
«Ловушка для святого Николая» – проект молодой кинокомпании BIG HAND FILMS. Накануне праздника, озвученного в названии, девочка Эля и ее младший брат Оливер остаются на попечении своей тети, которая убеждает Оливера, что Николая нет. Однако Эля просит мальчика не слушать тетю и подождать до вечера, когда Николай будет пробираться в дом через дымоход или окно. Она предлагает младшему брату поиграть в игру – устроить ловушку для святого Николая. В это же время недалеко от места, где живут дети, в дерево врезается тюремная машина. Произошло это из-за выскочившего на дорогу человека, который был одет в костюм кого? Конечно же, святого Николая! Этим обстоятельством решает воспользоваться один из преступников. Отправившись в бега, он в итоге попадает в дом Эли и Оливера. Для того чтобы зритель узнал, чем закончится эта история, государство должно выделить 17,3 млн из 38,5 млн.
В режиссерском кресле – поляк Мариуш Палей, ранее снимавший кино в качестве оператора. По словам продюсера Марии Каель, в дрим-касте присутствуют Владимир Горянский, Ольга Сумская, Андрей Джеджула, а также ряд польских актеров – Януш Михайловский, Пжемыслав Блущ, Павел Вавжецкий и другие.
Бюджетные средства нужны Ирине Правило, чтобы закончить киноальманах «Мое детство». Сборник состоит из трех короткометражек. На данный момент отсняты «Мужицкий ангел. Рождественская история» (Украина) и «Кровь» (Грузия). Третья часть «Мой университет» (Италия) готова на 80%. Для ее завершения Ирине нужен миллион гривен, который она и просит у Госкино.
В основе каждой короткометражки рассказ одного из трех авторов – Степана Васильченко, Нодара Думбадзе и Нино Палумбо. Они объединены одной темой – при разных жизненных обстоятельствах дети остаются без родительской опеки.
Еще один проект Pronto Film – «Гав-Рик», который режиссирует Анатолий Матешко. Бюджет – 42,2 млн. Запрашиваемая сумма – 38 млн.
Завершает категорию детского кино «Джура Королевич», представленный компанией Euromedia. На его съемки продюсер Роман Климпуш просит 100% бюджета – 28,3 млн.
Мультфильмы
Полнометражные тяжеловесы этой категории – проекты Animagrad («Руслан и Людмила», «Мавка. Лесная песня» и «Легенды триполья»).
Сюжет первого: «Эта удивительная история произошла во времена отважных рыцарей, прекрасных принцесс и темных колдунов. Волею судеб молодой бродячий артист Руслан знакомится с княжеской дочерью Людмилой. Несмотря на разное положение в обществе, они влюбляются друг в друга. Но счастье длится недолго. Коварный колдун Черномор похищает Людмилу. И Руслан отправляется на ее поиски…» Бюджет – 95,2 млн. Запрашиваемая сумма – 19 млн.
Сюжет второго: «Люди избегают Лес, а его обитатели не позволяют людям заходить далеко вглубь. После мимолетной встречи с обычным мальчиком Лукашем, у Мавки появляется чуждый ей интерес к миру людей, и с тех пор она тайно наблюдает за близлежащей деревней. Спустя 10 лет Мавка и Лукаш встречаются снова. Они влюбляются друг в друга, несмотря на запрет общения между людьми и жителями Леса…» Бюджет – 98 млн. Запрашиваемая сумма – 24,5 млн.
Сюжет третьего: «Действие фильма происходит около 5 000 лет назад. На высоком берегу реки раскинулось поселение мирных трипольцев. Однако их миру помещали Чужинцы – племя примитивное и злобное. Земледельцы становятся воинами, старейшины – военачальниками. Пастухи, рыбаки, охотники, все трипольцы, от старого до молодого, поднимаются на защиту родной земли и своих семей». Бюджет – 49, 5 млн. Доля государства может составить 20,8 млн.
Среди полнометражных конкурентов – мульт компании TatoFilm «Лисі вершини». С ним студия уже не первый раз участвует в конкурсе. Бюджет – 84 млн. Сумма, которую просят у Госкино, – 16,8 млн.
Еще один анимационный фильм – «Виктор_Робот». В режиссерском кресле – Анатолий Лавренишин («Магазин певчих птиц»). В прошлом году этот проект подавался на грант Президента Украины, но в финале уступил короткометражке Максима Мадонова «Через океан». Бюджет 31,1 млн. Столько же создатели просят у Госкино.
Дебютные игровые
В этой категории заявлен лишь один полнометражный дебют – «Стрімголов» TatoFilm. Режиссер – Марина Степанская, выпускница КНУТКиТ им. И.К. Карпенко-Карого, снимавшая до этого короткометражное и документальное кино. Бюджет – 26,5 млн. Эта же сумма указана в заявке.
Игровые тематические на тему войны
Основная тема этой категории – война на востоке Украины. В связи с этим режиссер Ахтем Сеитаблаев представил свой проект «Киборги» о защитниках Донецкого аэропорта. Впервые информация о нем появилась в апреле прошлого года. Над сценарием работала Наталья Ворожбит вместе с реальными украинскими бойцами – «Гномом», «Редутом», «Богемой». По словам режиссера, основой бюджета должны были стать частные инвестиции, но, видимо, не сложилось. Сейчас он равняется 47,9 млн UAH. У государства создатели картины просят 23,9 млн.
В свою очередь «Артхаус Трафик» презентовал проект «Донбас». По словам главы компании Дениса Иванова, на данный момент короткий синопсис еще не утверждался с режиссером Сергеем Лозницей, поэтому детали сюжета нам неизвестны. Есть только цифры. Бюджет – 41,6 млн. Запрашиваемая помощь – 16,7 млн.
Также в этой категории представлены два киноальманаха практически с идентичными названиями – «Не война» и «Необъявленная война». Первый принадлежит «ИнсайтМедиа». Заявленные режиссеры – Константин Коновалов (он же и сценарист новелл), Тарас Ткаченко, Заза Буадзе, Михаил Ильенко, Алексей Шапарев, Тарас Томенко и Иван Сауткин. По словам продюсера Владимира Филиппова, герои и обстоятельства будущих новелл представляют собой собирательный образ. Бюджет – 24 млн UAH. Доля государства может составить 12 млн.
Второй сборник короткометражек представила компания ProntoFilm. Идея принадлежит волонтеру, солдату и документалисту Кристиану Жереги. Над сценарием работает группа из пяти человек. Помимо Кристиана истории пишут Роман Лерони, Андрей Максименко, Алла Мартынюк и Елена Степовая. Все они были в зоне АТО. Пережитый ими опыт и станет основой фильма. Режиссерский состав такой же внушительный, как и у конкурентов – Ахтем Сеитаблаев, Владимир Тихий, Виктор Придувалов, Андрей Кавун, Олесь Санин, Ирина Цилык, Артем Литвиненко, Кристиан Жереги, Андрей Максименко, Марися Никитюк, Мирослав Гай. Продюсер – Максим Асадчий. Бюджет – 42,1 млн. Запрашиваемая сумма – 21 млн.
Также в категории заявлен фильм «Операция «Карпатский капкан». Режиссеры – Тарас Ткаченко и Сергей Гаврилюк. Чуть больше года назад издательство «Кальвария» выпустило роман «Карпатский капкан» сценариста, писателя и бойца Сергея Ухачевского. В интервью изданию gazeta.ua он рассказывал, что идея у него родилась после рассказа Гаврилюка о своем дяде, который был разведчиком.
«"Карпатский капкан" − название операции, запланированной Москвой на территории Галичины в послевоенные годы против местного населения и воинов УПА, которая совпала по времени с несколькими другими событиями, не зависящими от советского правительства. А на «пересечении интересов» правительств нескольких стран оказывается директор детского приюта для глухонемых − профессиональный разведчик…» Рассказ охватывает десять лет с 1941 по 1951 гг. и пять стран
Бюджет экранизации – 34,2 млн UAH. Необходимая сумма – 17,1 млн.
Последний в этой категории – проект «Иней» литовского режиссера Шарунаса Бартаса, который в 2000-м году стал победителем Венецианского кинофестиваля. «Фильм рассказывает о юноше, который на собственном грузовике везет гуманитарную помощь из Вильнюса в Украину и параллельно пытается понять войну – причины того, почему люди уничтожают себе подобных. «Фильм должен ответить на один вопрос – почему люди до сих пор убивают друг друга? – пояснил режиссер. – Цель любого фильма – найти максимум ответов на вопрос», – писала «Медианяня» в июле 2015 года, освещая питчинг ОМКФ. Помимо этого издание сообщало, что на тот момент препродакшн был на финальной стадии. При этом указывалась дата выхода – май 2016 года. Как бы там ни было, бюджет – 39,9 млн. Запрашиваемая сумма – 11,4 млн.
Крайняя категория игровых фильмов посвящена столетию провозглашения УНР и столетию Боя студентов под Крутами.
Здесь у нас есть два проекта – «Роман с Крутами» и «Круты». Первый представляет «Президент Фильм Украина». Бюджет – 43,8 млн. Доля Госкино может составить 21,9 млн. Второй – от Good Morning Distribution. В качестве режиссера заявлен Алексей Шапарев. Бюджет – 44 млн. Запрашиваемая сумма – 22 млн.
Вадим Єрченко, bezkino.com, 16 лютого 2016 року