На официальном YouTube-канале «Игры престолов» появился ролик, в котором члены съемочной команды рассказывают, как им удалось воплотить в жизнь самую масштабную сцену сериала.
«Как только мы написали девятый эпизод, — рассказывает исполнительный продюсер и сценарист сериала Дэниэл Бретт Уайс, — мы поняли, что он потребует невиданных до этого масштабов. Сцена практически полностью состояла из экшна, без диалогов. Там должно было быть много лошадей, массовки и великанов». «В сериале до этого было несколько ночных сражений, парочка осад, но это первая настоящая битва армий», — объясняет необычность задачи исполнительный продюсер Дэвид Бениофф.
Режиссировал эпизод Мигель Сапочник, до этого уже работавший над серией «Суровый дом» пятого сезона. «Мы хотели понять, что люди чувствуют, оказавшись в подобной битве, — рассказал он.
«Наверное, мой любимый кадр из всего сезона, — продолжает Бениофф, — это кадр из-за спины Джона Сноу, когда он видит, как к нему на всей скорости приближается вражеская конница. Этот кадр настолько впечатляет отчасти потому, что в нем все реально: это настоящие сорок лошадей, которые бегут на Кита Харингтона». «Все наверняка подумают, что это была компьютерная графика», — сожалеет Кит Харингтон, сыгравший в сериале Джона Сноу.
По словам Бениоффа, их дрессировщик лошадей Камилла Нэпрос из года в год просила дать ей работу поинтереснее, жалуясь, что в очередной раз в кадре только люди, которые ездят на лошадях туда-сюда. «Помню, когда я увидела аутлайн, то подумала: «Это очень рискованно, как мы с этим справимся? — вспоминает Нэпрос. — Это была самая сложная задача для лошадей за всю „Игру престолов“. Мы прилетели на площадку в мае и начали обсуждать, каким образом будем готовить сцену, сколько лошадей нам понадобится. В конце концов, мы сошлись на 80. В момент, когда мы видим обе армии, мы использовали 80 лошадей на стороне Старков и 80 — на стороне Болтонов. Это максимум. Когда началась битва, мы поделили это количество пополам. Мы с Роули Ирлэмом сделали так, чтобы создавалось впечатление, будто лошади сталкиваются друг с другом, но на самом деле они просто скачут мимо». Координатор трюков Роули Ирлэм подтверждает: «Наша задача состояла в том, чтобы происходящее на экране как можно больше походило на столкновение, но при этом нужно было сделать так, чтобы лошади не сталкивались по-настоящему. Поэтому наездники передвигались очень плотными группами и натягивали вожжи при пересечении. Лошади падали на большие маты, чтобы ни они, ни наездники не получили травм. Зритель должен почувствовать, что в любой момент может случиться все что угодно, однако на площадке мы должны были полностью все контролировать».
«Чтобы следовать за лошадьми с нужной скоростью, — рассказывает режиссер Мигель Сапочник, — нам потребовалось особое крепление, а Russian Arm — это такой механизм, с помощью которого можно получить очень динамичные кадры». «Это, по сути, кран на дистанционном управлении, — объясняет оператор-постановщик Фабиан Вагнер, — закрепленный, в нашем случае, на автомобиле Land Rover». «На всем протяжении Битвы бастардов мы использовали несколько автомобилей, один из них — с Russian Arm. Все это на грязном, скользком поле размером в пять или шесть ярдов, с очень быстрыми лошадьми. Это была как раз та машина, которая позволяла следовать за ними и получить необходимый результат», — рассказал оператор камеры A Шон Севэдж.
VFX-продюсер Стив Куллбэк вспоминает, что все понимали, насколько сложная, хоть и очень интересная задача стояла перед его командой: «Ясно, что невозможно снять больше нескольких сотен актеров массовки на каждой стороне, так что толпу предстояло сильно размножить». «У нас в кадре было много конницы и пехоты, в одной армии даже сражался великан, — рассказывает Джо Бауэр, VFX-супервайзер. — Большая часть снималась вживую, но материалу требовалось серьезная цифровая обработка». «Некоторые вещи просто невозможно снять, — продолжает Куллбэк. — У нас был кадр с великаном, отбрасывающим лошадь. Мы снимали падающих лошадей и то, как они бегут друг на друга, после чего использовали этот материал в качестве одного из элементов сцен. Но в какой-то момент мы столкнулись с кадрами, которых никогда раньше в сериале не делали».
«Горы трупов были громадными, — рассказывает художник-постановщик Дебора Райли. — Все эти тела, весь этот реквизит нужно было одеть в подходящую одежду и доспехи. В сцене были щиты и флаги, всех лошадей нужно было снабдить нужными знаменами и поработать над их седлами. Даже зная, что все эти тела — ненастоящие, я все равно почувствовала эмоциональную связь с происходящим». «Мы много читали о подобных сражениях, средневековых и даже более современных. Например, в Гражданскую войну тела складывали в кучи, так что они становились препятствием на пути врага», — объясняет Бениофф.