Как проводить читки сценария
Как проводить читки сценария

Хестер Шел, режиссер, преподаватель актерского мастерства и автор книги «Все о кастинге: Гид для режиссеров», рассказала ScriptMag о том, зачем сценаристам проводить читки своих сценариев с профессиональными актерами, где лучше этим заниматься и как организовывать подобные мероприятия.


Поздравляю! Ваш первый драфт готов. Прогуляйтесь, возвращайтесь и начните переписывать. Вы знаете, что делать… А знаете ли?

СЛАЙД: Месяц спустя

Теперь готов второй драфт.

СЛАЙД: Спустя еще месяц

Вы застряли

А думали ли вы устроить читку? Организация читки с квалифицированными людьми поможет вам разобраться со следующим драфтом. Она поможет вам чувствовать себя увереннее, отсылая свой сценарий профессионалам.

Давайте изучим, что же такое читка, где ее проводить и где найти актеров.

Читки бывают нескольких видов

Формальная читка

Когда мы начинаем новый проект, сериал или полнометражный фильм, мы собираем членов команды и актеров, чтобы прочесть сценарий, прежде чем приступать к производству. Этот сценарий уже одобрен, настолько завершен, насколько это возможно, профинансирован и собрал прекрасный кастинг. Поздравляем, вы присутствуете на читке, и даже смогли отстоять свое место в титрах. И вам заплатили. Сейчас речь не о вас. Ваш проект запустили. Пишите другой.

Неформальная читка

Актеры собираются вокруг стола и вслух читают ваш сценарий. Вам нужны выразительно читающие актеры с хорошими инстинктами, не переигрывающие, не перетягивающие одеяло на себя. Если только вы не задумали фарс.

Неформальная читка — это естественная часть писательского процесса, которая дает вам определенное представление о том, что у вас выходит. Не стоит бояться ее. Читка может прорваться сквозь вашу оборону, чтобы вы смогли поделиться своей работой в процессе. Позвольте остальным чуть подрезать строчки и высечь из них нечто свое. Все-таки, это коллективное творчество, а сценарий — всего лишь схема производства. Это не кино. Это сценарий. Поэтому в ваших же интересах начинать отпускать его уже в процессе и учиться слушать, что говорят другие.

Не имеет никакого смысла ждать месяц, пока вы напишете пятый драфт, который все равно не сработает. Потом вы будете чувствовать себя ужасно и думать, насколько он плох. Это запускает творческий ступор. Не стоит. Вытащите сценарий у себя из головы. Читка может избавить вас от страданий.

Во время читки вы должны сфокусироваться на словах: как реплики и описания действий можно сократить? Какие сцены убрать или передвинуть? Читка должна обращать внимание на язык и выбор слов, а не на актерские интерпретации персонажей. Попросите, чтобы они читали свои реплики как можно проще. Прислушивайтесь к их действиям, эмоциям, переходам и сменам ритма. Запомните: то, как актер читает определенную строчку (тон, громкость, ритм, вербальные действия) всегда меняется. Если у истории мощная основа, ее мир и действия персонажей говорят сами за себя. Неформальная читка — это не то же самое, что репетиция на ногах со сценарием. Не приглашайте зрителей. Читка создана не для этого. Оставьте это для инсценировок, которыми вы будете привлекать инвесторов, когда у вас на руках будет отшлифованный финальный драфт.

Инсценировка

Слегка отрепетированная читка, обычно вместе с режиссером, для публики. Здесь могут присутствовать потенциальные инвесторы или простые зрители.

В помещении могут быть стулья, пюпитры, а актеры могут носить с собой свои копии сценария. Иногда они входят и выходят. Для некоторых инсценировок организовывают световые эффекты или проекции сторибордов или фото локаций. Актеры могут знать текст, но все равно носить с собой сценарии, чтобы напомнить зрителям, что это всего лишь читка, а не полноценная пьеса.

К инсценировке стоит прибегать, когда у вас есть финальный драфт и вы уверены, что в нем уже не будет особых изменений. Он готов попасть на рынок или запустить препродакшн. Пригласите ваших зрителей остаться после, вам будет полезно услышать их отзывы. Будьте готовы предоставить им копию сценария.

Теперь, когда мы знаем, что это, давайте поговорим, зачем это нужно и как это сделать

Вы читали свой сценарий раз за разом, и в вашей голове все звучит прекрасно. Зачем же устраивать читку? Вам нужно услышать текст вне вашей головы, в исполнении другого голоса. Услышать, когда описания действия становятся многословными и мешают диалогу. Услышать, когда диалоги мешают действиям. Если мы что-то видим, это не обязательно описывать словами. Прислушайтесь к арке сюжета. Прислушайтесь к арке персонажа, а особенно — к ритму и выбору слов. Отделите персонажа от интерпретации. Наберите достаточно актеров, чтобы самому не читать одну из ролей, и записывайте замечания.

Когда?

Проводите читку, когда вам кажется, что у вас на руках мощный третий или четвертый драфт, где в каждой сцене есть значение, все служит сюжету и расставлено в нужном порядке. Настала пора найти скрытые дыры, отполировать диалоги, чтобы все панчлайны были выразительными.

Где найти актеров?

Актеры обожают читки. Всегда начинайте со знакомых людей, с которыми вы уже работали раньше. Если у вас мало знакомых в профессиональной среде, обратитесь к сообществу. Есть множество способов это сделать: например, социальные сети. Опубликуйте анонс на Facebook в местных группах, посвященных фильмам и актерам. Проверьте свои контакты и попросите друзей-режиссеров прийти и почитать. Отошлите письма в местные театры. Дайте каждому несколько ролей. Если у вас есть бюджет, небольшая компенсация будет кстати. В противном случае, можете пообещать печеньки. Будьте предельно ясны: участие в читке не гарантирует роль в кино, там не будет режиссера или продюсера, и все это исключительно для сценариста.

Поскольку речь идет о неформальной читке, не сильно переживайте, если кто-то из актеров не подходит по возрасту или полу. Это не кастинг. Если вы не можете найти семидесятилетнюю женщину на роль бабушки, пусть ее прочитает кто-то другой.

Где?

Многие будут чувствовать себя некомфортно, приходя к кому-то домой, если только они уже не знакомы. Наверняка у вас есть несколько друзей в индустрии, которые будут рады прийти, посидеть с вами за столом и помочь. Но так бывает не всегда, поэтому неплохо бы позаботиться о нейтральном месте.

Проверьте, есть ли пространство в местной библиотеке или коворкингах. Изучите все правила. Бронируйте места заранее. Трех-четырех часов будет достаточно: два часа на читку полнометражного фильма, час или больше — на дискуссию. Учтите время на знакомство. Ожидайте оживленное обсуждение, поскольку у актеров могут быть замечательные предложения. Каждый хочет быть услышанным. Чтобы не сильно углубляться в изменения одной строчки, используйте таймер или песочные часы. Это поможет подогнать особо нерасторопных актеров.

Дальнейшее обсуждение

Чтобы начать обсуждение, попробуйте использовать «Неожиданные перерывы». Каждый раз, когда вы доходите до последней страницы или человек, который читает описания действий, говорит: «Затемнение», — попросите всех кратко высказать свои впечатления и прислушивайтесь к этим инстинктивным ответам. Сделайте перерыв. Наполните стаканы напитками и погрузитесь в комментарии. Спросите у собравшихся, что работает. Напишите это или же используйте диктофон для комментариев. Переходите к разделу «Что не сработало». Готовьтесь к самым разнообразным вариантам ответов. Каждый отвечает по-своему, поэтому не стоит переживать о комментариях, с которыми вы не согласны. Просто поблагодарите человека и запомните то, что наиболее актуально для вас. Ищите точки пересечения комментариев: что справедливо для всех, какие мнения совпадают. Если всем не нравится концовка, значит, ее, скорее всего, нужно переработать. Если никому не нравится злодей, это хорошо.

Делайте пометки, где нужно усилить диалоги, действия и описания сцен, следите за опечатками и пунктуацией. Обратите внимание, где в действиях не хватает запятой.

Очень просто забыть бессмысленный комментарий или тот, с которым вы не согласны. Вы сами поймете, какие предложения лучше всего подходят для вас. Реагируйте нейтрально и не защищайте текст. Говорите как можно меньше. Просто слушайте. Не оправдывайтесь. Если вы говорите больше всех, вы не слушаете.

Отлично. После всех изменений вам, скорее всего, понадобиться еще одна читка, или вы можете отправить сценарий в профессиональный сервис анализа сценария.

Мы с моим соавтором устраивали личные читки по видеочату (мы с ней живем в разных концах страны). Технологии — ваш союзник.

Мы внесли много изменений, нашли множество дыр и готовы использовать один из сценарных сервисов. Этого мы смогли добиться к четвертому драфту.

Поделиться с друзьями:
Одесская Киностудия Created with Sketch.