Как продать проект продюсерам из Европы: репортаж с европейского курса для сценаристов Serial Eyes
Как продать проект продюсерам из Европы: репортаж с европейского курса для сценаристов Serial Eyes

В этом году Елена Любарская — сценарист и креативный продюсер из России — участвует в программе Serial Eyes — годичном курсе для европейских сценаристов, который проводится в Берлине. В этом цикле Елена будет рассказывать о своих впечатлениях о программе и вести репортаж из Serial Eyes Writers' room.


Программа Serial Eyes для европейских сценаристов длится девять месяцев. Ее кульминацией является финальный питчинг, на котором 12 выпускников представляют рынку проекты, разработанные за время курса. Первые месяцы даются на доработку или разработку концепций проектов. Этот этап сам по себе устроен как захватывающий сериал. Вместо того чтобы погрузить участников в какую-нибудь единую методологию, авторы курса постоянно атакуют их мозг совершенно разными, часто противоположными подходами.

Особенно интересно наблюдать за тем, как эти подходы отражают разнообразие рынков, которые представляют эксперты. Предположим, у вашего проекта очень сильна жанровая составляющая, причем речь идет о sci-fi, мистическом реализме или хоррор. Продюсер из Великобритании или США обязательно посоветует вам заявить об этом в первые секунды питча: с его точки зрения, «жанр» — лучший способ привлечь к проекту максимально широкую аудиторию.


Также читайте: 

Часть 1. Как в Европе учат писать сериалы: дневник российского сценариста


Представитель же массового общественного канала из континентальной Европы — Германии или, например, Франции — посоветует жанровый элемент «прикрыть», «спрятать» и сделать акцент на более традиционных драматических или детективных элементах. На «континенте» жанр по-прежнему считается сугубо нишевым продуктом. Поэтому, например, при разработке рекламных трейлеров сериала Jordskott (датского сериала, в котором обычный детектив довольно быстро превращается в мистическую историю про троллей) продюсеры вообще отказались от мистики — она появлялась в истории уже по ходу развития сезона и совершенно неожиданно для зрителей.


Продюсер из Великобритании или США обязательно посоветует вам заявить об этом в первые секунды питча: с его точки зрения, «жанр» — лучший способ привлечь к проекту максимально широкую аудиторию. Представитель же массового общественного канала из континентальной Европы — Германии или, например, Франции — посоветует жанровый элемент «прикрыть», «спрятать» и сделать акцент на более традиционных драматических или детективных элементах.


Тема

Придумывать сериал, отталкиваясь от темы, — гиблое дело. Но когда у вас в руках уже есть история, которую вы хотите рассказать, вы просто обязаны заняться собственным психоанализом и понять, о чем она. Любой европейский продюсер или commissioning editor обязательно ожидает, что вы эту тему озвучите. Протагонист всегда является воплощением темы, а все остальные герои сериала представляют ее различные аспекты. Например, тему Breaking Bad ментор Никола Лусуарди сформулировал так: «Человек осознает природу собственного зла». Само собой, это — история Уолтера Вайта. Его напарник Джесси, наоборот, зла в себе не осознает. Именно поэтому в ключевой сцене первого сезона, когда Уолтер совершает свое первое убийство, Джесси спит. Все остальные герои сериала также имеют дело со злом в себе. Любое творческое решение — от выбора сюжетного хода, реплики в диалоге до цветокоррекции — должно быть оправдано темой, и именно она позволяет автору отстаивать свой подход и отметать не соответствующие ему предложения.

 

Почему это сериал?

Этот вопрос задают почти после каждого питча. Хотя каналы готовы покупать limited series — проекты, рассчитанные на небольшое количество эпизодов, все, конечно же, мечтают найти долгоиграющие форматы. Есть несколько факторов, отличающих настоящий сериал от просто разбитого на эпизоды «длинного кино». Если кино стремится к финалу, который является своеобразным ответом на поставленный в завязке вопрос, то главный признак сериала — вопрос, поставленный в теме, должен быть принципиально неразрешимым. «В чем смысл жизни?» (Six Feet Under), «Что такое зло?» (Dexter). Возможно, именно неразрешимость вопроса и делает сериалы «искусством XXI века», лучше всего отвечающим запросам современного человека.


Если кино стремится к финалу, который является своеобразным ответом на поставленный в завязке вопрос, то главный признак сериала — вопрос, поставленный в теме, должен быть принципиально неразрешимым.


Другое необходимое свойство сериалов «с ногами» (то есть способных выдержать множество сезонов) — раздвоенность персонажей, которая также никогда не должна разрешаться. В отличие от фильма, отправной точкой для сериала не могут быть внешние обстоятельства. В завязке всегда внутренний конфликт героя в отношении темы, который способен вызвать конфликт уже и во внешней среде героя. Наконец, настоящий «сериал» — это не история, а машина для производства бесконечного числа историй. Задача при разработке концепции — создать сочетание конфликтов и арены действия так, чтобы машина работала не просто так, а в связи с темой.

 

Почему ты?

Несмотря на различие рынков и подходов, все менторы сходятся в одном — главным фактором при принятии решения является личная связь автора проекта с его темой и историей. Один автор даже пошутил, что «каналы, видимо не верят в существование фантазии и способность придумывать истории „из головы“». Проще говоря, они хотят знать, какой личный опыт связывает вас с проектом. Более того, scriptwriting is a performing art. Из всех искусств искусство драматурга ближе всего к театру. И питч — лучший момент для того, чтобы проявить актерское мастерство и рассказать свою историю так, чтобы и вы и все окружающие пережили шквал эмоций.

 

Отличие локальных проектов от международных

Сериалам из Европы, за исключением скандинавских и британских продуктов, очень редко удается оказаться успешными на международном рынке. Не все в этом смысле зависит от авторов — большую роль играют и каналы дистрибуции. Однако уже на этапе концепции «локальные» и международные проекты основаны на разных принципах. Главный фактор успешности сериала на внутреннем рынке — достоверное отражение знакомой зрителям реальности. Для проекта с глобальными амбициями задача является прямо противоположной — отказаться от мимесиса и деталей повседневности в пользу универсальных образов. Даже если ваше место действия — конкретная знакомая вам точка земного шара или необычное сообщество людей, вы должны думать о том, как превратить ее в миф, понятный зрителям в США, Индии и России.


Главный фактор успешности сериала на внутреннем рынке — достоверное отражение знакомой зрителям реальности. Для проекта с глобальными амбициями задача является прямо противоположной — отказаться от мимесиса и деталей повседневности в пользу универсальных образов.


Недавним примером успешного проекта такого рода является сериал «Гоморра». Рассказывая о жизни мафии в небольшом итальянском городе, его создатели сознательно исключили из истории полицию и вообще весь окружающий мир за пределами Скампии. Это не является отражением реальности, но работает на образ.

 

Структура питча

Разные менторы советуют немного разную структуру, но в сухом остатке получается, что питч должен состоять из следующих элементов:

— Тема — заявленная как вопрос или проблема и сформулированная так, чтобы заказчику захотелось услышать ответ

— Место действия и главный герой

— «Почему я?» и «Почему сейчас?» (как тема связана с вами лично и почему вы верите, что она актуальна сегодня)

— Тизерная сцена или любая другая сцена из сериала, которую можно быстро рассказать

— Тон и стиль проекта

— Референсы. Некоторые советуют делать для питчей короткий монтаж из фильмов, фотографий, картин или любых материалов, которые создадут визуальный образ будущего сериала

— Как будет выглядеть эпизод и сезон

Поделиться с друзьями:
Одесская Киностудия Created with Sketch.