Как понять своего антагониста
Как понять своего антагониста

Сценарный консультант Кэйли Лавридж написала для издания ScriptMag статью о том, какие антагонисты уместны в триллерах и драмах, а какие — мелодрамах и комедиях, а также почему необходимо вызывать у зрителей сочувствие не только к положительным героям, но и отрицательным.

Я люблю хороших «плохих парней». И также люблю хороших «плохих женщин». Если фильм или сценарий заставит меня презирать, но также и любить антагониста, а потом сопереживать ему, но при этом и ненавидеть (все это в один присест), то я искренне выкрикну браво сценаристу, придумавшему эту историю. (В этом месте гремят овации.)

Антагонист, пожалуй, самый сложный и увлекательный герой в художественном произведении (и определенно мой самый любимый персонаж). Меня, как человека, который профессионально разбирает сценарии, всегда заставляет мысленно ликовать каждый антагонист, оказывающийся настоящим сокровищем в истории. Вам будет интересно узнать, что не каждому автору, у которого есть и агенты, и длинный послужной список голливудских работ, удается избежать в своих историях непонятных «плоских» злодеев. Но что же вам нужно сделать, чтобы создать живого и яркого героя?

Ключ — в его психологии. Кем является антагонист и почему он делает то, что делает? Как автор, вы должны наделить своих героев душой и сознанием. И когда вы позволите им стать трехмерными, живыми существами, они смогут принимать самостоятельные решения за себя, а именно это, в конечном счете, и будет двигать сюжет.

«Если бы мы смогли прочесть тайную историю своих врагов, мы нашли бы в жизни каждого человека достаточно печали и страдания, чтобы обезоружить любую враждебность» (Генри Уодсворт Лонгфелло)

У каждого действия, которое предпринимает антагонист в противовес протагонисту, должна быть мотивация, причина такого поведения. А это могут быть:

Комплекс превосходства

Гнев

Страх

Любовь / Желание защитить

Сила

Деньги/ слава

Месть / возмездие

Антагонисты не должны быть симпатичны зрителю, но должны вызывать у него эмоциональный отклик.

Очевидно, самое главное, чем нужно руководствоваться при создании антогониста, — это то, что он является протагонистом в своей собственной истории: он считает свои мотивы и действия необходимыми для самого себя и общего блага (даже если эти действия абсолютно аморальны). Но его задача в истории — вступить в конфликт с протагонистом.

Проще будет объяснить на примере. Главный злодей в фильме «Люди Икс: Апокалипсис» — Эн Сабах Нур. Мотив его действий — избавить этот мир от слабых (людей) и достичь высшей власти, став новым богом. А протагонисты защищают планету и слабых, что соответствует привычным для нас моральным правилам, которые в итоге и торжествуют.

Итак, чтобы понять, как мыслит антагонист, вы должны понять его историю.

«Всё, что мне известно о природе человека, я узнал в процессе познания самого себя» (Чехов)

Базовые принципы создания психологического портрета героя могут показаться довольно простыми, но о них часто забывают — особенно когда речь идет об антагонистах.

Как и в случае с главным героем, вы должны задать вопросы:

Какая у него семья?

Как его воспитывали в семье?

К какой социальной группе он относится?

В какую школу он ходил?

Подвергался ли он издевательствам или над ним издевались?

А может, такого вообще не было, и его просто не замечали?

Был ли он популярным?

Влюблялся ли он хотя бы раз? Находил ли свою любовь?

Есть ли у него домашнее животное?

Есть ли у него аллергия на что-нибудь?

И вот — у вас есть представление о герое.

Чем больше деталей вы узнаете о прошлом антагониста, тем сильнее будете связаны с ним, тем правдивее и реальнее для зрителей он станет. Такая серьезная проработка персонажа еще принесет свои плоды в работе над историей в дальнейшем.

С этого момента вам, скорее всего, захочется углубиться и подумать, как история героя может влиять на его поведение и психологию в настоящем.

Но смотрите: расстройства личности — ее психопатические и социопатические черты — можно описать в таких жанрах, как драма и триллер. В небольшой степени они проявляются у всех людей, но, как правило, человеку удается их подавлять с помощью эмпатии и моральных ориентиров. Фокус заключается в том, чтобы заглянуть вглубь темной стороны своей личности, изучить личный опыт, свои наблюдения и то, как все это повлияло на вашу жизнь. Сделать это гораздо труднее, чем кажется на первый взгляд. Придется быть честным с самим собой буквально до изнеможения, но помните, что только с собой вы можете искренне об этом поговорить.

Знание о психопатических и социопатических чертах могут стать хорошей основой для создания сильных антагонистов (конечно, все зависит от того, антагониста какого типа вы создаете).На самом деле так и писались лучшие злодеи в истории мирового кино.

Согласно изданию Psychology Today, психопатическая личность:

Неспособна формировать эмоциональную привязанность и сопереживать другим

Склонна к манипуляциям

Умеет имитировать эмоции

Действует изобретательно и невероятно организованно (например, в случае совершения преступлений)

Умеет пользоваться своей способностью имитировать и манипулировать, чтобы казаться нормальной и даже очаровательной

Антагонист из фильма «Исчезнувшая» Эми Данн — идеальный пример психопатической личности. Воспитание и слава, которую она пережила в детстве, заставили ее чувствовать, будто вся ее жизнь — нечто фальшивое. А затем она еще и обнаружила, что муж изменял ей. Она всю свою жизнь пыталась оправдать ожидания других людей и научилась мастерски имитировать эмоции. Все это привело к тому, что она разорвала эмоциональные связи с окружающими. Ее умение манипулировать и склонность к совершению жестоких преступлений объясняются нестабильной самооценкой. Но зритель, тем не менее, сочувствует ей и понимает ее действия. Мы испытываем отвращение к героине, но в некоторые моменты ей удается добиться нашего сопереживания.

А теперь о социопатической личности:

Она нервозная и тревожная

Склонна к эмоциональным всплескам

Может игнорировать общество и его правила

В отличие от психопатической, может совершить преступления случайно и спонтанно

Эмоциональная привязанность к людям у нее формируется трудно, но это возможно

Хорошим примером социопатической личности может стать малыш Зе из фильма Фернанду Мейреллиша «Город бога». Этот герой вырос в нищих фавелах Бразилии и стал лидером банды. Его единственный друг — его же подельник Бенни. Малыш Зе привык держать окружающих в страхе и время от времени прибегает к убийству. Жертвами, как правило, становятся те, кто раздражает его в конкретный момент. Малыш Зе описан как непривлекательный внешне человек, и, когда чувствует себя ущербным, он использует грубую силу, чтобы почувствовать превосходство над окружающими. Запугав окружающих и убив своих врагов, он уменьшает преступность в фавелах, из-за чего, в свою очередь полиция больше не обращает на этот район пристального внимания, и там воцаряется какое-то спокойствие.

А теперь вкратце я расскажу об одной особенности, о которой уже шла речь выше. Она относится к разным видам психологических расстройств, помимо тех, что уже были рассмотрены. Это комплекс превосходства. Этот термин ввел в обращение психолог Альфред Адлер. Он предположил, что личность, обладающая комплексом превосходства, глубоко убеждена, что лучше других людей. Но на самом деле за этой демонстрацией превосходства скрывается подсознательное чувство неуверенности.

Эту психологическую особенность стоит иметь в виду во время создания антагонистических образов для таких жанров, как мелодрама и комедия. В таких историях антагонисты не должны быть агрессивными (они даже не являются злодеями), но их действия обусловлены неуверенностью в себе, и именно это двигает сюжет вперед. Благодаря такой стратегии вы и сможете возбудить у зрителя сочувствие к таким героям.

Вспомните Регину Джордж из «Дрянных девчонок». Она пользуется своей сексуальностью и популярностью, чтобы другие девочки почувствовали себя хуже. Но Регина чувствует себя уязвленной, когда Кэйди Хирон идет на свидание с мальчиком, который нравится самой Регине. Чтобы подавить ощущение дискомфорта, девушка начинает много есть, а потом встает на весы и наконец чувствует себя полной неудачницей — так и выявляется ее комплекс неполноценности.

Эта закономерность также работает и в случае с антагонистами, которыми оказываются члены семьи протагониста или его друзья. Члены сводной семьи протагониста часто становятся злодеями, которые ощущают себя ущербными и скрывают это чувство за маской превосходства. Это часто показывается в детской сказочной литературе. Родители в такой семье не могут совладать с ребенком, поэтому выстраивают иерархические отношения и пользуются своей силой, хотя на самом деле боятся и не уверены в себе. Но если в традиционных сказках мачеха изображается злодейкой и ей сложно посочувствовать (вспомните диснеевских «Белоснежку» и «Золушку»), современные авторы развивают этот архетипический образ в героев, чья неполноценность вызывает у зрителей эмпатию (как в «Ловушке для родителей»). Независимо от различий в образах и развития персонажей, они все действуют исходя из глубоко укорененного чувства слабости в отношениях с протагонистом.

Чтобы не быть многословной, я дам последний небольшой совет: позвольте антагонисту добиться своего в истории. Позвольте антагонисту думать, что он и есть главный герой в этом сценарии. Чтобы в тот момент, когда протагонист перехватит у него инициативу и нанесет удар по его самолюбию, слабость антагониста проявилась естественным образом. Эта уязвимость героя поможет зрителям понять, что им движет, и вам не придется тратить много времени на описания.

Принимая во внимание личностные черты и примеры, представленные выше, вы можете увидеть, как крупным авторам удалось добиться у зрителей сопереживания. Их антагонисты не являются «хорошими» людьми, но мы понимаем, почему они делают то, что делают. Заставить зрителя ощутить связь с антагонистом на молекулярном уровне — это самый эффективный способ создать правдоподобного персонажа. Для этого вам самому придется стать своим злодеем во время работы над сценарием. Заставьте его поверить в то, что я сама должна поверить как ридер.

Поделиться с друзьями:
Одесская Киностудия Created with Sketch.