Александр Роднянский: «Забудьте о телевидении! Делайте контент»

Я никогда ничего не обещаю понапрасну. Обещала, что 1 июня в рамках проекта «Кинематограф обо мне» выступит Александр Роднянский – пожалуйста, выступил.

Почему рассказываю вам об этом только сейчас? Потому что выступал наш бывший земляк без малого три часа, и наговорил столько ценного, что мне нужно было все это осмыслить. Вот, осмыслила и выделила для себя и для вас 10 важнейших пунктов – скажем так, уроков от Роднянского для нынешних продюсеров да и вообще медийных деятелей. Теперь вот делюсь ими с вами. 

Александр Роднянский

Попутно  буду рассказывать, что да как на той встрече было. Ну, во-первых, Роднянского сходу же завалили сценариями, заявками, пилотами и прочим. И Александр Ефимович как человек вежливый обещал рассмотреть все.

Александр Роднянский

Дмитрий Котеленец и Марина Орехова как люди бывалые за этим наблюдают снисходительно - надо же молодым как-то пробиваться

Александр Роднянский

Сабина Абляева и Евгения Головина пришли на людей посмотреть, себя показать

Александр Роднянский

У Елены Васильевой к мэтру тоже были вопросы. Например - как часто нужно менять сферу деятельности. Роднянский признался, что делает это раз в 8 лет

Александр Роднянский

Даже Григорий Решетник пришел   

Александр Роднянский

Да что там Решеник - сам Артем Литвиненко бросил все ради общения с мэтром

Александр Роднянский

Да что там Литвиненко - сам Андрей Халпахчи внимательно внимал!

Александр Роднянский

И Валерий Козлитинов - туда же

Александр Роднянский

Алла Преловская и Анастасия Майкова - не из тех, кто пропускает подобные мероприятия

Александр Роднянский

Егор Крутоголов вот тоже бросил свою «Дизель-банду» и примчался учиться уму-разуму

Александр Роднянский

И Сергей Писаренко туда же: юмор-юмором, а серьезным вещам учиться надо

Александр Роднянский

Не знаю, чему хотел научиться у Роднянского Эдуард Ахрамович, но время даром он точно не потерял

Александр Роднянский

Кажется, Янина Соколова не ожидала увидеть здесь Кирилла Тимошенко

Александр Роднянский

Андрей Шабанов тем временем решил устроить фотосессию. Где, как не здесь и когда, как не сейчас?

Александр Роднянский

Алексей Гладушевский тем временем о фотосессиях забыл. Какие фотосессии, когда тут такое!

Александр Роднянский

Оксана Кучерова пришла не одна, а с сотрудниками    

Александр Роднянский

 А Юлия Литвиненко - с дочерью. Ставка на новое поколение всегда себя оправдывает

Александр Роднянский

Вот и «Систерс Продакшен» был практически в полном составе

Александр Роднянский

Да и Mamas Production во главе с Аллой Липовецкой от них не отстал 

В общем, вы поняли, что публика собралась более чем почтенная. А теперь поехали - десять уроков от Роднянского:

Смотрите кино – чем больше, тем лучше

Александр Роднянский

- У многих кинематографистов существует привычка не смотреть чужое кино. И в тех же Каннах - месте, уникальном по количеству предлагаемых вниманию синефилов картин - я вижу достаточно мало кинематографистов, которые бы стояли бы в очередях.

Проблема в том, что мы до сих пор верим в такую имманентную силу таланта – то есть в «силу большого автора». Это – удивительное заблуждение, которое относится на постсоветском пространстве только к двум режиссерам – Звягинцеву и Сокурову. И это заблуждение приводит к тому, что на карте европейского или мирового кино нет, например, феномена украинского кинематографа и значительно в меньшей степени, чем мог бы, присутствует российский кинематограф. Время больших авторов наступило после Второй мировой войны: в кино пришли люди с опытом сопротивления, которые имели полное моральное право говорить о предельных состояниях человека. И это притянуло в кинематограф лучших. Но из военного и первого послевоенного поколения уже никого не осталось. Сегодня в кинематографе есть «труженики» – люди, которые в условиях невероятного конкурентного окружения (а в мире выходит около 7 тыс. картин в год только для большого экрана) делают продукт, способный или не способный привлечь внимание большой аудитории.

В Каннах я в этом году посмотрел 42 фильма – чуть больше, чем смотрю обычно. Обычно смотрю 32-35. Но знаю огромное  количество много смотрящих на фестивале критиков и очень мало вижу смотрящих кинематографистов. На мой взгляд, это – колоссальное упущение, которое приводит к тому, что у нас нет ощущения современного контекста. Сегодня, чтобы привлечь внимание, нужно три фактора: увлекательная история, большой режиссер и самое главное – современный визуальный язык. А он формируется прежде всего «насмотренностью» режиссера или продюсера. Наличие современного визуального языка – единственное, что позволяет делать фильмы универсальными, понятными далеко за пределами твоей языковой зоны.

Поэтому всем, кто занимается или хочет заниматься кино, необходимо много смотреть.

Продюсер, будь соавтором!

Александр Роднянский

- Пока я не знал практически, что такое продюсер, этот род деятельности казался мне каким-то стыдным. Я даже обижался, когда году в 92-93-м мне впервые сказали: «Тебе бы продюсером стать». «Ну, ты продюсер», – сказал мне, например, Александр Митта. И я расстроился: значит, Александр Наумович не считает меня талантливым человеком, думает, что я должен «подносить патроны», расписывать бюджет. А я этого всего не умею…

И только много позже не в последнюю очередь благодаря немецкому продюсеру Бернду Айхингеру – человеку, принесшему прорыв в немецкий событийный кинематограф, интернационализировавшему его – я понял, что продюсер на самом деле – соавтор фильма. А если речь идет о жанровом кино, во многом даже доминирующий.  

Айхингер помог мне понять, что продюсер – не обязательно неприятный предприниматель со своими собственными амбициями, комплексами и фобиями, агрессивно навязывающий свое чрезвычайно необразованное мнение очень талантливым, трогательным и тонким натурам – режиссеру и автору, наказывая их деньгами или даже физически.

Он – неотъемлемая часть поддержки режиссера, если тот – визионер.  

Не вкладывайте в кино свои деньги

Александр Роднянский

- Представление о продсюере как о финансисте глубоко ложно. Более того: оно вредно. Серьезный продюсер на самом деле никогда не инвестирует в проект свои средства. Или сделает это в том количестве, чтобы остальным инвесторам и финансистам стало очевидно: в случае поражения он тоже потеряет. Но ни в коем случае никогда не вкладывайте полностью свои средства – это очень редкий случай. В такой ситуации нужно либо очень верить в проект, либо быть абсолютным неофитом, либо… даже не знаю, что еще.

Не бойтесь разговаривать с режиссером

Александр Роднянский

- Мой первый неудачный опыт продюсирования связан с моим первым продюсерским проектом вообще. Тогда Сергей Маслобойщиков (в 90–м  году) получил приз в Каннах за короткометражку, и мы вместе взялись за его полнометражный дебют.

Это была яркая картина «Принц, Жозефина и мышиный народ» по Кафке – мы в те времена не разменивались по пустякам. Картина была сложная, очень недешевая – все деньги, которые у меня были, заработанные на документальном кино, я в нее вложил. И, будучи родом из режиссеров, я безумно уважал режиссера. Каждое его слово для меня было словно вылито золотом, я не подвергал его сомнению. Несмотря на то, что сомнения в мою голову закрадывались: «А вот если бы со звуком поработать...». Но я эти сомнения гнал от себя, ибо считал: режиссер – это демиург, голос свыше, который нужно уметь слышать. И я его «слышал». И вот сделали мы фильм, и я показал его Каннской комиссии. И первое, что мне сказали о фильме «демиурга»: «Шумно очень. Свистит. Неприятно как-то».

И я понял, что на самом деле у меня был шанс. Просто нужно было не бояться и поговорить. Просто поговорить.

Отдельная история у меня с Андреем Звягинцевым – вот в его случае я хочу максимально «сделать Звягнцева». Вот то, что он хочет. Я даже борюсь со своими партнерами и коллегами, которые время от времени возмущаются сменой названия или чем-то еще: для меня главное, чтобы ему было комфортно. До такой степени я в него верю.

Потому что Звягинцев – это тот кинематограф, который отвечает на вопрос: «Зачем?». И сейчас в любой точке мира меня первым делом спрашивают: «А что там у Звягинцева?». У него настолько универсальный визуальный язык, что он везде считывается как свой. И его фильмы сейчас смотрят как обязательные.   

Продюсер обязан понимать «культурный код»

Александр Роднянский

- Продюсер по определению – предприниматель. Но есть специфика, связанная с кинематографом. Я считаю необходимостью для  кинопродюсера, помимо наличия предпринимательского инстинкта, понимание культурных кодов мира.

Культурный код – это не просто представление о том, как выглядит типичный украинец или американец. Это то, что заложено во внутренней истории народа, то, что производит внутренние эмоциональные рефлексии по отношению к любому товару.

Например, колоссальный успех в Америке Jeep Cherokee связан с тем, что придумавшие этот бренд поняли: Америка – страна огромных просторов. И долгие годы она была страной наездников. Поэтому они сделали Jeep Cherokee с отсылкой к лошади – с круглыми фарами и т.д. Вот это – безусловное понимание культурного кода народа. Без понимания американского кинематографа вы не поймете Америку и амеркианцев. Но если вы регулярно его смотрите, то по приезду в Америку обнаружите дикое количество знакомых вам людей.

И анекдот насчет Санта-Барбары, где «я всех знаю» имеет абсолютное право на жизнь.  

Стремитесь в Канны

Александр Роднянский

- Если авторские картины не попадают на большой фестиваль – а сегодня, будем откровенны, просто в Канны (думаю, даже Венеция и Берлин тут вряд ли помогут) – они, скорее всего, не получают путевку в жизнь. И делать с ними дальше практически нечего. Не англоязычное кино практически не путешествует за пределы своих стран. Даже французское – за исключением территорий, где оно традиционно было популярно.

Единственное, что создает потенциал жизни таким фильмам – успех на большом фестивале. Это сразу работает как навигатор. Большой  фестиваль – не что иное, как платформа продвижения авторского фильма. А он, в отличие от фильма жанрового, требует для продвижения не денег, а некой экспертизы. Пальмовая веточка на плакате – и все синефилы во всех странах картину либо посмотрят, либо хотя бы о ней узнают. Если же картина в Канны не попадает - у нее шансов-то и нет (за исключением собственного рынка). А это – колоссальное поражение для продюсера.

Вот фильм Ханеке «Любовь» – ну очень жесткий! Я, честно говоря, при своей любви к сложному кино второй раз не сразу решился его посмотреть. Но он же собрал в прокате 20 с чем-то миллионов! В прокате! Значит, есть определенная аудитория, которая, руководствуясь признанием фильма на Каннском фестивале, «Золотом глобусе» или «Оскаре», считает для себя необходимым его посмотреть. Так что стремитесь  на фестивали. А лучше – сразу в Канны. 

Делайте контент про людей 

Александр Роднянский

- Ненавижу продукт, в котором нет живых людей – узнаваемых, считываемых, переживающих внутреннюю трагедию. И не очень верю в то, что, свалившись ниоткуда, можно взять и «сделать неплохую комедию». Да, комедий за последнее время наплодили много, но ни одна из них не прорвалась. Если говорить о сопредельной территории, там в свое время делалась ненавидимая всеми компания: парни придумали поиграть в кино. Поняли, что это неплохая бизнес-схема: вкладываешь в кино $2 млн, собираешь $6-8 млн. Потом отдаешь в телепрокат – и вот тебе бизнес-модель. На каком-то этапе у них стало получаться: аудитория молодая, жизнь была позитивной, да и во всех кинотеатрах во всей бывшей Восточной Европе доминирует молодая аудитория – она выбирает либо большие  аттракицонные зрелища, либо  комедии. Американские комедии там никто не смотрит, а локальные комедии на рынках этих стран занимают особое место. Ну и в России решили поступить так же. Но на данный момент эти фильмы стали падать – они уже не работают.

Зато сработали картины одаренного человека под псевдонимом Жора Крыжовников: «Горько», «Горько-2», «Самый лучший день». Потому что в них есть элемент почерка нравов. В них есть очень антипатичные персонажи, которые вдруг поворачиваются, и ты понимаешь: режиссер их любит. И фильмы Жоры на сегодняшний день уже собрали $25 млн. На самом деле – большой успех.

Поэтому я – сторонник кино, глубоко укорененного в подлинных характерах и обстоятельствах. Даже если это обстоятельства условного фэнтези. Поэтому так популярна «Игра престолов». Потому что там – живые люди, которые, будучи убийцами, негодяями, рвущимися к власти подонками, вдруг оказываются способны на благородный жест. Или женщина, которая, казалось бы, виновна во всех мыслимых грехах – вдруг мать, и ее жаль. Вот, где начинается кино – когда мы понимаем, до какой степени сложен человек, как по-разному он проявляется, как соотносится со своим временем. 

Учиться, учиться и еще раз учиться! 

Александр Роднянский

- Беда советского и постсоветского кинообразования в том, что оно воспитывает художников, а не профессионалов.

На самом деле, талантлив ты или нет – вопрос твой личный. Но если ты не профессионал, то, даже обладая талантом, никогда не станешь  хорошим кинематографистом. То есть дело кинообразования - подготовить профессионала. А он, если сумеет воспользоваться этим инструментарием, может, и станет чем-то большим, чем профессионал.  

Мне ничего так просто не давалось. Нужно было учиться анализировать, учиться понимать технологические процессы, медийные. Не понимая, как взаимодействует фильм с его потребителем, вы ничего не добьетесь. На внутренней интуиции вы можете сделать одну картину. Но это будет один раз. Дальше нужен опыт. 

Не жалейте денег и усилий

Александр Роднянский, Андрей Алферов

- Признаюсь, я не силен по части фильмов, сделанных минимальными средствами. Смешная история недавно вышла: позвонил американский  товарищ – мол, есть небольшие деньги, нужно делать жанровую картину с большим актером – Николасом Кейджем, например, надо, чтобы он стоил вот столько-то. «Только умоляю тебя, не выпендривайся! Просто заработай деньги!». Ну, ок. Чтобы вы понимали, мы пишем сценарий уже 4 месяц, это уже блокбастер и уже не с Николасом Кеджем. Три месяца назад я перевел его на костюмные рельсы, это уже 19 век … Думаю, финансовые ограничения, которые помогают пробудить фантазию – удел уже очень молодых. Если же у вас есть фамилия, то должно быть и некое качество. Что, конечно, не гарантия успеха. Да, я могу придумать тысячу историй, как мы создали что-то из фанеры и гвоздей, но рассказывать об этом можно только в негативном ключе.

Вот картина Звягинцева «Елена» выглядит как очень простой  фильм. Но для него мы строили четырехэтажный дом в павильоне. И прилета птицы, которая появляется в первом кадре, мы реально долго ждали – хотя могли нарисовать ее на компьютере. Но тогда получилось бы псевдожанровое кино, и фильм можно было бы смело выкинуть в корзину.  

Ставьте на контент 

Александр Роднянский                                                                                                                                     

- Я не верю в выживание телевидения. Выжить сегодня может только телеканал, способный производить свой качественный и уникальный контент для своей целевой аудитории. Даже какой-то ужасающий LifeNews сейчас делает в онлайне уникальный визуальный контент.

Что уже говорить о ТВ? «Карточный домик» был не первым сериалом, но самым громким. Это тот самый сериал, который сделал Netflix, выиграв его в борьбе у НВО. И сегодня главная информация в медиасфере – не о призах, а о заключенных сделках.

Фильм может быть сделан кем угодно – студентом или выдающимся профессионалом, и главные покупатели сегодня – стриминговые интернет-платформы.

В этом году Канны открывались фильмом Вуди Аллена, который сделал Amazon Prime. Они точно знают: раз у них раньше покупали книжки, то их аудитория – высокообразованная, ей можно предлагать и такое кино. И ни один из телеканалов с уникальным контентом сегодня не является эфирным. Все – кабельные, премиальные, подписочные. По одной причине: они не ограничены системой законодательных ограничений на все, что мы любим - секс, наркотики, насилие. Они делают совсем другое телевидение: лишенное хеппи-эндов, со сложными персонажами.

Как в этих условиях выживать тем, кто не делает уникальный контент? Контент – король. Вы смотрите что-то только тогда, когда у вас есть на это время, и сразу много серий подряд. Для чего вам теперь включать телевизор?  

Последний «Оскар» получил фильм «В центре внимания», и сделала его продюсерская компания, которая последние годы специализировалась только на расследовательской журналистике. Поэтому, как по мне, лучше создавать контентные компании, способные производить важные интересные для них проекты. А потом уже эти проекты продавать...

Ну а дальше снова были автографы, фотосессии и «посмотрите мой пилот».

Александр Роднянский

Надеюсь, я удовлетворила ваше любопытство. А если нет - читайте книжку Роднянского.

Александр Роднянский

Вы, надеюсь, уже поняли, насколько это полезно.

Фото Кирилла Авраменко


Автор: МЕДИАНЯНЯ

Поделиться с друзьями:
Одесская Киностудия Created with Sketch.