Довженко Александр Петрович
Довженко Александр Петрович 29.08.1894 — 25.11.1956

Александр Довженко родился 29 августа (10 сентября по новому стилю, по другим данным 12 сентября) 1894 года в многодетной крестьянской семье на хуторе Вьюнищи Сосницкого уезда Черниговской губернии (ныне в районе посёлка городского типа Сосница — одного из районных центров Черниговской области). Отец и мать были неграмотны. Отец, Пётр Семёнович Довженко, был казаком. Семья жила небогато: земли было немало, однако была неплодородна. Семья была многодетной даже по тем временам — 14 детей. Из всех детей неграмотного крестьянина Петра Довженко выжило только двое — Александр и его сестра Полина. Дети в семье быстро умирали, почти все не достигнув трудоспособного возраста, поэтому в воспоминаниях о детстве в воображении Александра Довженко всегда возникали «плач и похороны». О своей матери Довженко написал: «родившаяся для песен, проплакала всю жизнь, провожая навсегда».

Чтобы найти деньги на учёбу сына, отец продал одну из семи десятин земли, которыми владела семья. Учился Александр легко, много читал, да так, что мать временами ругала. Учился Довженко в Сосницкой начальной школе, а затем начальном училище. Учёба мальчику давалась легко — он был отличником, хотя потом считал, что это «учителя сами-то совсем не понимают и поэтому им кажется, что я отличник …». Вобщем, Довженко рос мечтательным, склонным к созерцательности: жизнь (тогда ему казалось) шло в двух измерениях — реальном и мнимом. Страсти к чему-то одного он не имел, зато хотел выделяться, ему казалось, что он может всё, но «в общем мечты в выборе будущей профессии летали в сфере архитектуры, живописи, дальнего плавания, разведения рыб и учительствования».

В 1911 году Александр Довженко поступил в Глуховский учительский институт (сейчас Глуховский национальный педагогический университет имени Александра Довженко), но не потому, что стремился стать учителем, а потому, что имел право сдавать туда экзамены, да и стипендия там была 120 рублей в год. Здесь он был самым молодым среди студентов и здесь, как пишет сам Довженко, «перестал верить в Бога, в чём и признался на исповеди отцу Александру, единственному либеральному человеку из всех наших учителей». В институте он впервые знакомится с украинскими книгами, которые читались им и товарищами тайком от педагогов.

В 1914 году Довженко закончил институт и по окончании был направлен учительствовать в Житомирское начальное училище, где ввиду нехватки учителей, он преподаёт природоведение, гимнастику, географию, физику, историю, рисование. Первую мировую войну он воспринял «как обыватель», сначала радовался и забрасывал цветами раненых лишь через несколько лет стал смотреть на них «уже с тоской и стыдом».

В то же время Довженко на некоторое время становится активистом украинского национально-освободительного движения. Свержение самодержавия было им встречено с радостью «собаки, сорвался с цепи», с верой, что теперь «уже все совершенно ясно, что земля у крестьян, фабрики у рабочих, школы учителей, больницы у врачей, Украина в украинцев, Россия у русских». Но потом, пересмотрев свои юношеские горячие порывы, Довженко назовет их ослеплением людей, «вышедшие из погреба» — ведь к тому времени он не имел «нормальной, здоровой политического образования, ни малейшего представления о борьбе классов и партий», о марксизме.

Впоследствии он напишет: «Украинское сепаратистское буржуазное движение казалось мне в ту пору самым крайним революционным движением, самым левым, следовательно, самым лучшим: чем правее — тем хуже, что левее — тем лучше. О коммунизме я ничего не знал, и если бы меня спросили тогда, кто такой Маркс, я ответил бы, что это, пожалуй, издатель различных книг. Таким образом, я вошел в революцию не в ту дверь».

В 1917 году на фронт его не принимают как «белобилетника» (из-за больного сердца), он переезжает на работу в Киев, где тоже учительствует и учится в Киевском коммерческом институте (ныне Киевский национальный экономический университет) на экономическом факультете. Довженко поступил туда только потому, что его аттестат не давал возможности поступать в других высшие учебные заведения, и это был способ получить хотя бы какое-то высшее образование. Учился плохо, не хватало времени и усердия. В том же году, когда в Киеве открывается Украинская академия искусств, Довженко становится её слушателем.

В 1918 году, будучи уже председателем общины коммерческого института, Довженко организовал общестуденческий митинг протеста против призыва в ряды гетманской армии. Участники демонстрации были разогнаны, около двадцати — убиты, многие ранены. Академию Довженко так и не заканчил, а институт, по его словам, посещал до 1920-го или 1921-го года.

В 1918–1919 годах Александр Довженко воюет против большевиков в рядах армии УНР. Как свидетельствовал Довженко земляк инженер Пётр Шох (позднее эмигрировал), Довженко вместе с ним был в 1918 воином 3-го сердюцкого полка Украинской Армии. Это же подтверждает и сестра первой жены Александра Довженко, вспоминая, «как был у них Довженко в серой шапке со шлыком конце 1917-го и начале 1918 годов, принадлежа к шалашу Черных гайдамаков, принимавших участие в штурме киевского» Арсенала. Эти события впоследствии, через 11 лет, Довженко изобразит в своем фильме «Арсенал», но уже по другую сторону баррикад.

В августе 1919 года он с двумя товарищами бежал в Житомир. Когда город заняли красные, он был арестован Волынской ЧК, отправлен в концлагерь как «враг рабоче-крестьянского правительства», где в течение трёх месяцев отбывает наказание. Своим спасением Довженко обязан писателю Василию Эллану-Блакиному. Существует версия, что тогда же его завербовали чекисты. Известно, что в это время он устроился преподавателем истории и географии в школу красных старшин при штабе 44-й стрелковой дивизии в Житомире.

По совету Эллана-Блакитного в начале 1920 года Довженко вступает в ряды Украинской коммунистической партии боротьбистов, которая контролирует газету «Борьба», орган левых украинских эсеров, которые, присоединившись к левым социал-демократам, отстаивали освободительное позицию и считали КП (б) врагом национальных интересов. В результате умелых действий Владимира Ленина партия боротьбистов самоликвидируется и её члены вливаются в ряды КП(б)У.

В 1920 Довженко назначает заведовать Житомирской партийной школой. Но вместо этого Довженко попадает в польский плен, где его показательно расстреливают холостыми, обещая в следующий раз настоящий расстрел. Ему удаётся бежать в красный отряд.

1920-е годы После установления советской власти и при содействии боротьбистов Довженко занимает различные должности: сначала секретаря Киевского губернского отдела народного образования, впоследствии комиссара Театра им. Тараса Шевченко, заведующего отделом искусств в Киеве.

В это время его снова спасают друзья-боротьбисты от очередной «чистки» в рядах партии и организуют ему срочный выезд к однопартийцу Шумскогому, возглавлявшему полномочное представительство СССР в Польше.

В апреле 1921 Довженко вызывают в Харьков, зачисляют в Наркомат иностранных дел и направляют на дипломатическую работу — в Польше он возглавил миссию по репатриации и обмена военнопленными, а со временем занял пост управляющего делами представительства.

В начале февраля 1922 года Александра Довженко переводят на должность секретаря консульского отдела Торгового представительства СССР в Германии. К этому же времени относятся и первые публикации Довженко-художника. Некоторые из его рисунков-карикатур были напечатаны в журнале «Молот», выходившего в США. Понимая, что совмещать служебные обязанности и рисования будет трудно, Довженко обращается в ЦК КП(б)У с заявлением, в котором просит предоставить ему возможность заняться в Германии изученным графики.

Получив в качестве стипендии 40 долларов от Наркомпроса УССР, которым тогда руководили боротьбисты, он учится около года в частной художественной школе профессора-экспрессиониста Вилли Геккеля, где усваивает палитру живописного экспрессионизма. Летом 1923 года Довженко был отозван обратно на Украину. Как пишет сам Довженко «… В партии я уже не был … Исключение из партии я переживал очень тяжело». Сам Довженко подавал эту версию так, будто он не успел перерегистрироваться из партии боротьбистов большевистской партии, а потому автоматически выбыл из одной и не был в другой. Но известно, что потеряв партбилет, Александр Довженко не торопился его обновлять и так и оставался до конца жизни беспартийным.

С 1923 года работал в газете «Вісті ВУЦИК» как художник-карикатурист, но его меткие карикатуры и дружеские шаржи за подписью «Сашко» часто появлялись в других изданиях. Сотрудничает с литературным сообществом «левых» украинских писателей ВАПЛИТЕ.

В 1926 году Довженко «заболел» кинематографом. Не имея ни опыта, ни образования в новой области, начал работать на Одесской кинофабрике ВУФКУ. Первая его работа как режиссёра короткометражная картина «Ягодка любви».

Александр Довженко впервые заявил о себе, как об интересном и самобытном мастере после съёмки картины «Звенигора» (1928), где он в необычной манере соединил революционный эпос, сатиру и лирику.

В 1930 году Довженко снял один из своих самых известных фильмов «Земля», который получил признание, как в СССР, так и за рубежом. Новаторским киноязыком режиссёр рассказал о борьбе за коллективизацию, социальных процессах, которые ломали устои крестьянской жизни.

Этапными работами стали фильмы «Иван», «Аэроград», «Щорс». Ещё во время работы над картиной «Иван» (1932) Довженко сближается со Сталиным. Они переписываются, глава страны часто принимает режиссёра у себя. Картина «Щорс» (1939) была снята по прямому указанию Сталина, который непосредственно вмешивался в процесс создания фильма. Столь тесная связь с высшей властью имеет оборотную сторону. Постепенно накапливаются противоречия между собственным взглядом художника на творчество и официальной идеологией.

В 1934 году Довженко покидает Украину и переезжает в Москву, опасаясь волны репрессий. С конца 1930-х он всё больше уделяет времени литературе и подготовке сценариев к будущим картинам. В годы Великой отечественной войны снял несколько документальных фильмов, писал публицистические статьи и очерки. Написанный в 1943 году сценарий к фильму «Украина в огне», после обсуждения в Политбюро ЦК КПСС, получил крайне негативную оценку Сталина и не был принят к производству.

Поэтическая картина «Жизнь в цвету», которую Довженко задумал ещё в 1944 году, в угоду идеологическим принципам была переделана в фильм «Мичурин». Фильм бесконечно изменялся и перемонтировался, в попытках удовлетворить требованиям цензуры. По мнению некоторых критиков, в итоге получилась совершенно беспомощная работа, не содержащая ничего кроме пропагандистского пафоса. Другие же критики утверждают, что несмотря на переделки в угоду идеологии фильм всё-таки получился талантливым и стал событием в советском кинематографе. По ходу съёмок режиссёр заработал инфаркт.

Ещё более печальна судьба последней работы Довженко фильма «Прощай, Америка!». Фильм был задуман как госзаказ, агитационный памфлет по мотивам книги Анабелл Бакард, политической перебежчицы из США в СССР. Довженко снова начал бесконечно переделывать и перемонтировать картину, пытаясь снять идеологически верную работу. Но, уникальный случай, когда фильм был почти готов, режиссёр получил распоряжение из Кремля прекратить съёмки. В 1951 году Анабелл неожиданно бежала обратно в США и идеологическое начало фильма потеряло смысл. Фильм так и остался незаконченным. «Прощай, Америка!» пролежала в архиве 46 лет и только в 1995 году попала на экраны.

В последние годы Довженко был занят педагогической работой — преподавал во ВГИКе. Продолжал работать над сценариями будущих картин. Он просил разрешения вернуться назад на родину на Украину, но не получил на это официального разрешения властей. Также он приступил к роману-эпопее «Золотые ворота», в котором хотел переосмыслить ключевые моменты украинской истории.

«Я умру в Москве, так и не увидев Украины! Перед смертью попрошу Сталина, чтобы… из груди моей вынули сердце и закопали его в родную землю, в Киеве, где-то над Днепром, на горе» Александр Довженко

Александр Довженко скончался 25 ноября 1956 года от инфаркта на своей даче в Переделкине перед первым съёмочным днём его новой картины «Поэма о море». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Наследие и память о художнике

Многие из своих сценариев он так и не успел при жизни реализовать в картины. Супруга Александра Довженко режиссёр Юлия Солнцева уже после его смерти сняла картины по его сценариям «Поэма о море», «Повесть пламенных лет» и «Зачарованная Десна».

В Соснице с 1960 года действует мемориальный музей классика кинематографа. В 1957 году Киевской киностудии художественных фильмов присвоено имя Довженко. В 1972 утверждена Золотая медаль имени А. П. Довженко «За лучший военно-патриотический фильм». В 1994 году по указу президента Украины учреждена Государственная премия в области кинематографии имени Довженко.

В городе Сосница (Черниговская область) начиная с 2004 года, когда отмечалось 110-летия со дня рождения А. П. Довженко, проводится Всеукраинский молодёжный кинофестиваль «На волнах очарованной Десны». Торжественное открытие фестиваля состоялось в усадьбе кинорежиссёра — мемориальном музее А.Довженко, конкурсная программа демонстрируется в кинотеатре имени А. Довженко.

Тематика ранних произведений Довженко тесно связана с революционным пафосом и становлением советского кино. Пленённый богатством художественных возможностей кинематографического языка Довженко становится пламенным трибуном пролетарской революции. Так в основе сюжета фильма «Арсенал» — восстание рабочих киевского завода, «Аэроград» рассказывает о защите восточных рубежей СССР от врагов революции. В первых фильмах мастера зритель мог наблюдать смешение многих жанров: сатиры, гротеска, сказки и революционного эпоса.

Работы Довженко в предвоенный период, в области документального кино позволяют отнести его к основположникам разработки художественных средств военной кинопублицистики.

Построение композиции, чёткая проработка каждого кадра — особенности работ Довженко как зрелого мастера. Идеология в них уходит на второй план, вытесняемая вечными ценностями. В отличие от динамичной манеры Эйзенштейна камера Довженко несколько статична и кадры напоминают фотографию. Смелость сценарных решений, естественность смен сцен, отсутствие склеек и переходов удивляла даже маститых современников режиссёра. Новаторский монтаж Довженко оказал глубокое влияние на мировой кинематограф.

Через всё творчество Довженко красной нитью проходит тема единения человека и природы. Особенно ярко это проявилось в картинах «Земля» и изуродованной цензурой «Жизни в цвету». Он не заинтересован в голой киноэстетике, Довженко как художника интересует уникальная ценность человеческой жизни. Исследователь творчества Довженко Рауль Хаузман писал об особенностях творческой манеры режиссёра:

фильм «Земля» — произведение не эстетическое, а исследующее действительные жизненные побуждения, изображающее превращения чувств и структуры вещей. Все возражения здесь оказываются несостоятельными: «Земля» Довженко диалектична как с точки зрения оптической, так и содержательной; она не «биологична», поскольку рождение и смерть факторы хоть и биологические, но в то же время диалектические.

Фильмография:

Режиссер

  • 1926 — Ягодка любви
  • 1926 — Вася реформатор
  • 1927 — Сумка дипкурьера
  • 1928 — Звенигора
  • 1928 — Арсенал
  • 1930 — Земля
  • 1932 — Иван
  • 1935 — Аэроград
  • 1939 — Щорс
  • 1948 — Мичурин
  • 1951 — Прощай, Америка!

Сценарист:

  • 1939 — Буковина, земля Украинская
  • 1940 — Освобождение
  • 1943 — Битва за нашу Советскую Украину
  • 1945 — Страна родная
  • 1945 — Победа на Правобережной Украине
  • 1959 — Поэма о море (фильм не закончен автором)
  • 1960 — Повесть пламенных лет (поставлен Ю.Солнцевой)
  • 1965 — Зачарованная Десна (поставлен Ю.Солнцевой)

Премии и призы

  • 1941 — Сталинская премия I степени, фильм «Щорс».
  • 1959 — Ленинская премия за литературный сценарий «Поэма о море» (посмертно).
  • 1934 — Приз МКФ в Венеции, фильм «Иван».
  • 1949 — Сталинская премия II степени, фильм «Мичурин».
Одесская Киностудия Created with Sketch.